Инга Кесслер
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Календарь»
Цель: практическое использование календаря.
Задачи: закреплять знания о последовательности календарных месяцев, смене времен года и сезонных изменениях, выявлять и исправлять ошибочные представления; придумывать слова по аналогии и поощрять интерес к смыслу слов; закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи; закрепить знания о дате своего рождения; вызвать заинтересованность к изготовлению календаря для группы; закрепить навык частичного приклеивания лепестков, создавая иллюзию передачи объема при изготовлении открытки.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Календарь“» размещена в разделах
Материал: настенные календари с пейзажами родной природы; картинки – символы каждого месяца; бархатный лист бумаги, цветные полоски, ножницы, кисточки по количеству детей, клей.
Предварительная работа: Презентация «Какие бывают календари», выставка календарей (отрывные, настенные, карманные, перекидные, ежедневные). Беседа о том, для чего нужен календарь, что в нем можно отмечать.
Ход занятия: Стук в дверь, входит Незнайка.
В-ль: Посмотрите, дети, к нам пришел Незнайка. Что же у него случилось? Наверно опять что – нибудь забыл!
Незнайка: Здравствуйте ребята… Забыл, день рождения свой забыл! Хотел пригласить малышек из Солнечного города к себе в гости, а теперь все веселье пропадает! Может быть вы сможете мне помочь? (Да)
В-ль: Как, ты не знаешь в каком месяце родился?
Незнайка: Знаю – зима! (Нет, это не месяц, а время года) .
В-ль: Правильно, ребята, а ты, дружок, не огорчайся, я думаю, что мы вместе во всем разберемся и найдем дату твоего рождения, ведь дети наши много знают и о днях недели, и о месяцах, и о временах года, и даже о календаре!
Какое сейчас время года?
Какое был до этого?
Какое время года будет следующим? (ответы детей)
В-ль: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы! А теперь давайте вспомним, как называется первый осенний месяц? (Сентябрь). Назовите приметы осени.
Незнайка: Стало жарко и все люди купаются (Нет, не правильно, стало холодно, лужи покрылись корочкой льда, идет листопад, птицы улетают на юг) .
В-ль: Назовите приметы зимы (Много снега; сильные морозы; люди тепло одеты)
А приметы весны? (Сильнее пригревает солнышко, и появляются первые цветы; висят сосульки; прилетают птицы и вьют гнезда)
Незнайка: Вспомнил! Летом все купаются! (Да, летом на пляже)
Воспитатель напоминает, что одни и те же месяцы повторяются в одном и том же порядке каждый год. А смена одного года другим происходит в Новый год.
Незнайка: Я точно помню, что родился зимой, но не в Новый год. Хотя тоже какой-то праздник был!
В-ль: Так, уже ближе к истине. Не волнуйся, скоро мы найдем ответ, а пока поучись с нами, послушай, а можешь и поучаствовать с нами в беседе.
Педагог вместе с детьми рассматривает календари с пейзажами родной природы; спрашивает, какое изображение соответствует данному месяцу, выслушивает ответы детей.
В-ль: Дети, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение поэта Владимира Степанова, оно так и называется «Двенадцать месяцев».
Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.
За февралём приходит март,
За ним апрель и май,
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.
За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август— мёд.
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.
В-ль: Кто хочет последовательно выложить картинки -месяцы? (Дети по желанию подбирают картинку-символ для каждого месяца, затем раскладывают в нужном порядке (иногда пользуясь помощью воспитателя) .
В-ль: Ребята, а раньше месяцы назывались по другому: например- лютый, цветень, грозник, грязник, листопад, студень. А как бы вы назвали февраль? Вспоминайте приметы этого месяца. Придумайте свое название и объясните его (Снежень! Метет снег). А март? (Капельник! Капают сосульки). А месяц июль? (Ягодник! На даче выросли ягодки)
Незнайка: Я вот все смотрю на календарь, смотрю… а почему некоторые дни выделены красным цветом? (Это выходные; еще праздники, когда все отдыхают и не ходят в садик и на работу)
В-ль: Да, это субботние, воскресные и праздничные дни. Ну, Незнайка, раз ты родился зимой, то по календарю это могут быть только три месяца, какие, ребята? (Декабрь, январь и февраль). И праздник был, значит он отмечен красным цветом, но не Новый год. (Дети ищут по календарю еще зимние праздники – Ура! Нашли)
В-ль: Молодцы! Это 23 февраля, праздник защитников отечества! Календарь помог нам решить трудную задачу!
Незнайка: Точно! Вспомнил! Как бы опять не забыть…
В-ль: А чтобы не забыть надо иметь что (Календарь). Да, мы на память тебе решили подарить карманный календарик, а день твоего рождения, на всякий случай обведем карандашом.
Незнайка: Спасибо, дети! Теперь надо подготовиться ко дню рождения. Давайте поиграем.
Проводится динамическая пауза «Дни недели», дети выполняют соответствующие движения.
В понедельник мы стирали,
А во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
Весь четверг играли в мяч,
В пятницу мы чашки мыли
А в субботу торт купили,
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденье,
Пели, прыгали, плясали-
Дни недели посчитали!
Незнайка: Я тоже хочу знать, когда вы родились! (Дети отвечают). Столько много дат я не запомню! (Надо в незнайкином календарике нарисовать)
В-ль: Нет, у Незнайки календарик слишком маленкий, карманный. Как нам быть, подумайте хорошенько (Сделать большой календарь). Хорошая идея! В следующий раз мы сделаем большие листы календаря и вклеим фотографии детей в те дни, когда они родились, а Незнайка всегда может зайти к нам и заглянуть в наш календарь, договорились?
Незнайка: Договорились! А подарочки вы любите получать? (Да)
В-ль: Послушайте стихотворение «Какие бывают подарки»
В подарок можно дудеть. Подарок можно надеть.
Подарки вкусные ест. Мне шоколадка нравится:
Подарок можно съесть, золотая бумажка останется.
Подарок может взлететь. В клетке сидеть и петь.
Подарок может ползти, плыть, плавниками грести.
Но, каждый наверно, хочет подарок, который ходит!
Который хвостом виляет и лает… каждый желает!
А какие подарки вы получали на день рождения, кому делали своими руками подарки? (Ответы детей). Хочу напомнить, что один из приятных подарков – это цветы. Сделаем поздравительную открытку для Незнайки? (Коллективная работа, объемная аппликация - дети вырезают лепестки из цветной бумаги, на концы лепестков наносят клей и приклеивают поближе друг к другу, чтоб лепесток выгибался дугой.)
Незнайка: А давайте-ка потанцуем, у меня отличное настроение!
Все танцуют под «Плясовую» муз. В. Ломовой.
Незнайка благодарит детей, прощается с ними и уходит.
Анализ.
В самом начале занятия, с помощью эффекта неожиданности (приходит Незнайка, я получила стопроцентную заинтересованность детей проблемно-поисковой деятельностью. Гость сразу озвучивает проблему и просит помощи. Дети с готовностью вызываются помочь. С помощью этих приемов у детей сформировалась готовность к поисковой деятельности. Это основной момент при проведении такого рода занятий. А для придания уверенности в своих силах, уже на основе приобретенных знаний, детям в игровой форме было предложено выявить и исправить ошибочные представления о временах года и месяцах, с чем они успешно справились. Эта успешность дала стимул, стойкую заинтересованность и желание быть активными до конца занятия. Ребята придумывали названия месяцев, опираясь на их характерные особенности, выкладывали картинки – символы каждого месяца, постепенно додумались, догадались как практически использовать календарь, нашли нужную дату, помогли герою. Динамическая пауза была применена в ключе контекста. Для плавного перехода от поисковой деятельности к продуктивной прослеживалась главная идея использования календаря – найти день рождения и изготовить подарок. Сама аппликация была не сложной, но эффект от коллективной работы был максимальный, т. к. был достигнут эффект иллюзии объема поздравительной открытки. Ребята получили удовольствие от проделанной работы. Было много положительных эмоций и желание продолжать работу в этом направлении. Все ключевые поисковые моменты были созданы самими детьми, чего я и стремилась достичь.