Ксения Маленкова
НОД по ФЭМП с использованием игр В. В. Воскобовича в подготовительной группе «Играем в прятки с Разноцветными Гномами»
▼ Скачать +Заказ
Конспект по формированию элементарных математических представлений у дошкольников подготовительной группы с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
«Играем в прятки с Разноцветными Гномами»
Цель: Формирование элементарные математические представления дошкольников подготовительной к школе группы, с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Публикация «НОД по ФЭМП с использованием игр В, В, Воскобовича в подготовительной группе „Играем в прятки с Разноцветными Гномами“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
1. Обучающие: закрепить умение детей измерять площадь, используя условную мерку; учить дифференцировать понятия «больше» - «меньше», «равно»; учить детей ориентироваться на плоскости; продолжить формировать понятия «право», «лево», «верх», «низ»; закрепить знания детей о геометрических фигурах (овал, трапеция, многоугольник, прямоугольник, квадрат); познакомить детей с принципом таблицы умножения.
2. Развивающие: развивать пространственное и логическое мышление; развивать зрительно-пространственное восприятие; развивать слуховое внимание; развивать мелкую моторику рук; развивать зрительное и слуховое внимание детей; развивать двигательный аппарат.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету «математика»; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать терпение; формировать желание и умение доводить начатое дело до конца, стремление сделать его правильно.
4. Речевые: расширять словарный запас детей; развивать диалогическую речь детей; обогащать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными по теме занятия.
Оборудование: интерактивная доска; ноутбук; проектор; изображения: Ворона Метра, Мишика; Паука Чок-Чока, Пчелки Жужи, гномов Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи; картонные дома 7 цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового); 7 фонарей красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета; Коврограф Ларчик; 3 комплекта цифр от 1 до 10; 4 геометрических фигуры из фетра; 7 игровизоров и маркеров на водной основе; бумажные салфетки; 7 контрольных изображений птицы; 7 «Двухцветных квадратов Воскобовича»; музыка для физкультминутки; 7 комплектов «Нетающих льдинок» и 7 условных мерок (треугольник); схемы: трапеции, квадрата, прямоугольника, четырехугольника; «Планета умножения Ларчик»; изображения горшочков с монетами.
Содержание НОД дано в соответствии с ФГОС по следующим образовательным областям:
1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование умения и желания, доводить начатое дело до конца, стремление сделать его правильно; формирование умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности.
2. Речевое развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.
3. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, причинах и следствиях; формирование воображения и творческой активности.
4. Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
5. Физическое развитие: укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Предварительная работа: использование на занятиях, по формированию элементарных математических представлений и конструированию, в свободной деятельности детей, развивающих игр В. В. Воскобовича: Коврограф Ларчик, Двухцветный квадрат, Планета Умножения, Нетающие льдинки озера Айс, Цифроцирк, Игровизоры, Блоки Дьенеша.
Ход занятия
В. : Ребята, мне только что пришло SMS сообщение от жителей Фиолетового леса – Разноцветных Гномов, хотите узнать, что они нам написали?
(Да)
(Воспитатель показывает детям распечатку сообщения и читает)
В. : Хорошо, я вам прочту: «Здравствуйте ребята! Мы - Разноцветные Гномы очень любим, играть в прятки. Найдите нас в Фиолетовом лесу». Дети, хотите поиграть в прятки с Разноцветными Гномами?
(Да)
В. : Хорошо. Отправляемся в Фиолетовый лес.
(Воспитатель ведет детей в зал, на входе обращает их внимание на Фиолетовый лес)
В. : Вот мы и на месте, в Фиолетовом лесу. Ребята, посмотрите, а здесь есть разноцветные дома.
(Воспитатель обращает внимание детей на доску с разноцветными домами (красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым)
1) В. : Как вы думаете, какие герои Фиолетового леса в них живут?
(В этих домах живут Разноцветные Гномы)
2) В. : Ребята, как зовут Разноцветных Гномов?
(Гномов зовут: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи)
3) В. : Сколько гномов всего?
(Всего гномов – семь)
В. : Верно. Посмотрите, дома-то пустые. Гномы спрятались и нам нужно их найти. Дети, а вы знаете, что у каждого Гнома есть свой фонарик? Они-то нам и помогут найти Разноцветных Гномов. К какому фонарику пойдем?
(Дети обращают внимание воспитателя на стол с красным фонарем и все вместе подходят к нему)
I. КРАСНЫЙ ФОНАРЬ (КОХЛЕ)
В. : Как вы думаете, фонарь красного цвета принадлежит какому Гному?
(Фонарь красного цвета принадлежит Кохле)
В. : Почему?
(Потому что Кохле красного цвета, а значит здесь спрятался Кохле)
Игра: «Волшебный ковер»
Задачи: закрепить умение детей измерять площадь, используя условную мерку; учить дифференцировать понятия «больше» - «меньше», «равно», «части» - «целое»; развивать логическое мышление; развивать зрительно-пространственное восприятие.
Материал: «Прозрачный квадрат Воскобовича (4 цвета)»
(Из разных льдинок: красные, желтые, синие, зеленые, на столе выкладываются прямоугольные «ковры» по количеству детей. Дети, используя мерку (треугольник любого цвета) определяют, сколько частей (мерок) каждого цвета использовано и сравнивают их количество)
В. : Ребята, Паучок Чок-Чок спрятал гнома Кохле в своем домике и отдаст вам его, если вы правильно выполните задание.
В. : Посмотрите, Гномы ткали ковер,
Получился отличный узор.
Каждый гном выбрал свой цвет.
Скорее дай ответ.
Подумай и определи,
Сколько ткани каждого цвета затратили они?
1) В. : Используя мерку – треугольник, определите, сколько «ткани» каждого цвета затратили Гномы?
(Дети выполняют задание воспитателя)
2) В. : А теперь обозначьте количество мерок каждого цвета цифрой на доске.
(Дети выполняют задание воспитателя)
3) В. : Сколько мерок в ткани красного цвета?
(Ответы детей)
4) В. : Верно. Сколько мерок в ткани синего цвета?
(Ответы детей)
В. : Верно. Сколько мерок в ткани зеленого цвета?
(Ответы детей)
5) В. : Верно. Сколько мерок в ткани желтого цвета?
(Ответы детей)
(Воспитатель достает из-под стола Гнома Кохле)
В. : Молодцы, вы справились с заданием, и нашли Гнома Кохле. Ж. помести его в нужный дом.
(Ребенок возвращается к доске с домами и помещает Гнома Кохле в дом красного цвета)
В. : К кому фонарику пойдем теперь?
(Дети обращают внимание воспитателя на оранжевый фонарь и подходят к нему)
II. ОРАНЖЕВЫЙ ФОНАРЬ (ОХЛЕ)
В. : Как вы думаете, фонарь оранжевого цвета принадлежит какому Гному?
(Фонарь оранжевого цвета принадлежит Охле)
В. : Почему?
(Потому что Охле оранжевого цвета, а значит здесь спрятался Охле)
Игра: «Ульи»
Задачи: учить детей ориентироваться на плоскости; закреплять образы цифр.
Материал: «Коврограф Ларчик», волшебные веревочки, желтые круги, большой круг кармашек.
(На игровом поле «Коврографа Ларчик» сверху по горизонтали и слева вниз по вертикали располагаются числовые ряды от 1 до 9, на самом игровом поле в хаотичном порядке расположены геометрические фигуры четырех цветов, за одной из них находится изображение гнома Охле. Один ребенок называет координаты выбранного улья, другой называет, какой геометрической формы дверь улья и открывает ее)
1) В. : Дети, в одном из ульев Пчелка Жужа спрятала Гнома Охле. Для того найти Гнома, нужно назвать координаты улья и на какую геометрическую фигуру похожа его дверь. Например (8;2, первая цифра по горизонтали, вторая – по вертикали.
(Один ребенок называет координаты, второй (тот, что у коврографа) по заданным координатам ищет точку пересечения и открывает улей)
И т. д.
В. : Молодцы, ребята! Вы нашли Гнома Охле. С. помести, пожалуйста, Охле в нужный дом.
(Ребенок возвращается к доске с домами и помещает Гнома Охле в дом оранжевого цвета)
В. : К какому фонарику пойдем теперь?
(Дети обращают внимание воспитателя на желтый фонарь и подходят к нему)
III. ЖЕЛТЫЙ ФОНАРЬ (ЖЕЛЕ)
В. : Как вы думаете, фонарь желтого цвета принадлежит какому Гному?
(Фонарь желтого цвета принадлежит Желе)
В. : Почему?
(Потому что Желе желтого цвета, а значит здесь спрятался Желе)
Игра: «Двухцветный квадрат»
Задачи: развивать мелкую моторику рук; развивать пространственное и логическое мышление.
Материал: «Двухцветный квадрат Воскобовича»
В. : Здесь вас встречает еще один житель Фиолетового леса, как его зовут?
(Еще одного жителя Фиолетового леса зовут Мишик)
В. : Мишик, приглашает вас к себе, садитесь, пожалуйста, за столы.
(Дети занимают понравившиеся места за столами)
1) В. : Посмотрите, перед вами на столах лежат двухцветные квадраты. Скажите сколько у квадрата углов?
(У квадрата 4 угла)
2) В. : Верно. Возьмите их в руки. Ребята, Мишик спрятал Гнома Желе и отдаст вам его, если вы верно выполните его задание. Опираясь на схемы Мишика, сложите из двухцветного квадрата трапецию.
(Дети выполняют задание)
3) В. : Опираясь на схему, сложите прямоугольник.
(Дети выполняют задание)
4) В. : Опираясь на схему – сложите квадрат.
(Дети выполняют задание)
В. : Ой, ребята, посмотрите, а вот и Желе!
(Воспитатель достает из-под стола Гнома Желе и отдает детям)
В. : А., помести, пожалуйста, Желе в нужный дом.
(Ребенок прикрепляет Гнома Желе в дом желтого цвета)
В. : К какому фонарику пойдем теперь?
(Дети обращают внимание воспитателя на зеленый фонарь и подходят к нему)
IV. ЗЕЛЕНЫЙ ФОНАРЬ (ЗЕЛЕ)
В. : Как вы думаете, фонарь зеленого цвета принадлежит какому Гному?
(Фонарь зеленого цвета принадлежит Зеле)
В. : Почему?
(Потому что Зеле зеленого цвета, а значит здесь спрятался Зеле)
В. : Дети, а как зовут этого жителя Фиолетового Леса?
(Этого жителя Фиолетового леса зовут Ворон Метр)
В. : Правильно! Ворон Метр спрятал Гнома Зеле и отдаст вам его, если вы верно выполните следующее задание.
В. : Но для начала, давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра: «Жили-были гномики»
Задачи: развивать мелкую моторику рук.
Жили — были гномики (большим и указательным пальцем показываем, какие они маленькие)
В расчудесном домике (кончики пальцев обеих рук соединяются, образуя треугольник).
Папа-гном дрова рубил (на ладошку одной руки постукиваем краем ладони другой руки,
Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками,
Мама-гном суп варила (двумя ладошками делаем чашку,
Дочка-гном его солила (имитируем посыпание солью,
Гномик-бабушка вязала (имитируем вязание на спицах,
Гномик-тётушка стирала (потираем ладошки друг о друга,
Дед окошко открывал,
всех знакомых в гости звал (жест приглашения).
В. : Молодцы! Закончили.
Игра: «Портрет»[/b]
Задачи: закрепить умение детей ориентироваться на плоскости; развивать зрительное и слуховое внимание.
Материалы: «Игровизор»
1) Дети, Ворон Метр хочет, чтобы вы нарисовали его портрет. Для этого, положите, пожалуйста, перед собой «Игровизор», возьмите в руки маркер и послушайте внимательно.
(Дети укладывают перед собой игровизор и берут в руки маркер, воспитатель следит за осанкой детей во время работы)
В. : Начальная точка находится в поле льва. Найдите ее и поставьте на нее кончик маркера.
(Дети выполняют задание воспитателя)
В. : Итак, внимание…три клетки по диагонали в верхний правый угол; три клетки по диагонали в нижний правый угол; три клетки вправо; три клетки вверх; три клетки по диагонали в нижний правый угол; три клетки влево; три клетки вниз; шесть клеток влево; три клетки вверх; три клетки влево; точка. Кто у вас получился?
(У нас получилась птица)
В. : Возьмите, пожалуйста, контрольные листы, которые лежат у вас на столах и проверьте, правильно ли вы выполнили задание, для этого поднимите экран игровизора и поместите под него контрольный лист, опустите экран.
(Дети сверяют свое изображение с контрольным листом)
В. : Молодцы! Справились еще с одним заданием! Ворон Метр очень рад и благодарит вас, а вот и Гном Зеле.
(Воспитатель достает Гнома)
В. : Д. помести, пожалуйста, Гнома Зеле в нужный дом.
(Ребенок прикрепляет Гнома Зеле в дом зеленого цвета)
В. : Ой, ребята, посмотрите, а я нашла еще один фонарь.
(Воспитатель обращает внимание детей на фонарь голубого цвета)
V. ГОЛУБОЙ ФОНАРЬ (ГЕЛЕ)
В. : Как вы думаете, фонарь голубого цвета принадлежит какому Гному?
(Фонарь голубого цвета принадлежит Геле)
В. : Почему?
(Потому что Геле голубого цвета, а значит здесь спрятался Геле)
Физкультминутка: «Пестрый колпачок!»
Задачи: развитие двигательного аппарата детей.
В. : Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать, может быть Геле, увидит как нам весело и выйдет?
(Звучит аудиозапись «Пестрый колпачок», дети танцуют, повторяя движения за воспитателем)
Раз сидел веселый гном
На пеньке, под елкой (пружинка, руки на поясе)
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой (волнообразные движения руками)
Ти-ла-ла, да ти-ла-ла,
На пеньке под елкой (пружинка, руки в правый верхний и левый углы)
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой (волнообразные движения руками).
(пружинка, ноги в стороны)
Гному было много лет
Он не удивлялся (сжимаем, разжимаем кисти, локти у груди)
Что колпак за столько лет (руками изображаем колпак над головой)
У него порвался (разводим руки через стороны, пожимаем плечами)
Ти-ла-ла, да ти-ла-ла (сжимаем, разжимаем кисти, локти у груди)
Гном не удивлялся (сжимаем, разжимаем кисти, локти у груди)
Что колпак за столько лет (руками изображаем колпак над головой)
У него порвался (разводим руки через стороны, пожимаем плечами)
В. : Молодцы! Посмотрите, а вот и Гном Геле. Он увидел как нам с вами весело и решил показаться. В. помести его, пожалуйста, в дом нужного цвета.
(Ребенок прикрепляет Гнома Геле в дом голубого цвета)
В. : К какому фонарику пойдем теперь?
(Дети обращают внимание воспитателя на синий и фиолетовый фонари и подходят к ним)
VI. СИНИЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ ФОНАРИ (СЕЛЕ И ФИ)
В. : Ребята, а здесь сразу 2 фонарика. Как вы думаете, фонари синего и фиолетового цвета принадлежат каким Гномам?
(Фонарь синего цвета принадлежит Селе, а фонарь фиолетового цвета - Фи)
В. : Почему?
(Потому что Селе синего цвета, а Фи – фиолетового, а значит здесь спрятались Селе и Фи)
В. : Верно. Гномы Селе и Фи покажутся нам только после того, как мы с вами выполним следующее задание.
Игра: «Волшебные ракеты»
Задачи: познакомить детей с принципом таблицы умножения; повторить счет в пределах 10; развивать зрительное и слуховое внимание.
Материалы: «Планета умножения Воскобовича»
В. : Ребята, посмотрите, перед вами ракеты. У каждой ракеты есть 10 ступеней. Для того чтобы они взлетели вы по очереди будете вытаскивать вот из этой стопки карточку и укладывать ее на соответствующую ракету. При этом, как только добавляется карточка, кармашек с цифрами поднимается на одну ступень выше.
(Дети выполняют задание, по очереди вынимают карточку, укладывают ее в кармашек соответствующей ракеты и поднимают его на ступень выше, проговаривая при этом свои действия)
В. : Молодцы! Вы справились еще с одним заданием! Д. посмотри, пожалуйста, за ракетами никого нет?
(Ребенок достает из-за ракеты Гномов Селе и Фи)
В. : П. и К. поместите Гномов в нужные дома.
(Дети помещают Гномов: Селе в синий дом, Фи – в фиолетовый)
1) В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, всех ли Разноцветных Гномов вы нашли?
(Да)
2) В. : Дети, возьмите, пожалуйста, по горшочку с монетами и прикрепите к его к домику того Гнома, задание которого вам было интереснее всего выполнять.
(Дети прикрепляют горшочки с монетами к домикам Гномов)
В. : А. чье задание тебе понравилось больше всего и почему?
(Ответы детей)
В. : Ребята, Разноцветные Гномы благодарят вас за то, что вы поиграли с ними в прятки. Они говорят, что вы очень умные и смелые и дарят вам за это, вот эту замечательную игру.
(Воспитатель отдает детям игру)
В. : Давайте попрощаемся с Разноцветными Гномами и вернемся в нашу группу, рассмотрим игру, которую нам подарил.
(Дети уходят из зала)