Алевтина Козлова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Чудо — чудное, диво дивное — золотая хохлома»
Цели:
- познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи расширять знания детей о народном творчестве,
-формировать представления об основных элементах хохломской росписи; на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Чудо — чудное, диво дивное — золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- формировать умение заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка, развивать внимание, зрительную, слуховую память, активизировать мыслительную деятельность;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Золотая Хохлома»; набор предметов с росписью «Хохлома»; дидактическая игра «Краски Хохломы»; заготовки для росписи на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен.
Предварительная работа:
чтение стихов о хохломской росписи; рассматривание посуды с хохломским узором; упражнения в рисовании элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод; упражнения в самостоятельном подборе краски для узора в соответствии с фоном.
Ход НОД:
Зал украшен демонстрационным материалом с элементами хохломской росписи.
– Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, послушав стихотворение:
Что я вижу, что за диво - сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух!
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы небывалой красоты,
Блестят они, как золотые. Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди называют … («Хохломой»)
Слайд 1
– Совершенно верно, какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»
- А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?
- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
Звучит русская народная музыка.
– А как же началось это удивительное художество? Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Слайд 2
Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.
Слайд 3
Посуду деревянную вырезал.
Слайд 4
Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.
Слайд 5
Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.
Слайд 6
Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела. Это, конечно, сказка.
Слайд 7
– На самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Так и возникло словосочетание «Золотая хохлома».
Потом уж и посуду стали по такому способу золотить и расписывать.
– Ребята, скажите, пожалуйста,
• если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)
• если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)
• если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)
• если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная).
- Давайте с вами рассмотрим посуду.
Слайд 8 – кувшин (для напитков)
Слайд 9 – доска, ложка
Слайд 10 – кружка, подсвечник
Слайд 11 – поднос, ваза
Слайд 12 – блюдо, горшок
Слайд 13
– Туес или туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Туеса использовали для хранения муки, ягод, грибов, молока, яиц.
Слайд 14
– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания.
Слайд 15
– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на праздниках.
Дидактическая игра «Краски Хохломы».
– А сейчас вновь задание для вас! У меня на столе лежат вот такие карточки.
– Вам необходимо выбрать и показать основные цвета Хохломы. (индивидуальная работа)
(карточки красного, чёрного и желтого цветов).
Хохломская роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, желтым, черным цветами.
– Молодцы! Не составит труда показать и вспомогательные цвета!
(карточка зелёного цвета). Зеленый цвет хохломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но мягко заполняет пространство.
– Золотая хохлома как художественный промысел существует уже более трёхсот лет и является частью жизни русского народа, который всегда славился стремлением наблюдать красоту и создавать её.
– А у меня для вас ещё сказка припасена. Слушайте и смотрите.
Слайд 16
Сказка.
Жила-была девочка, которая очень любила рисовать. Как-то мама подарила ей ложку деревянную. Решила девочка ложку сделать красивой и нарядной, только вот узор придумать никак не могла.
Слайд 17
Вдруг упал на ложку солнечный луч, и стала ложка золотой. Подмигнул он девочке и побежал по дорожке. Девочке показалось, что солнечный луч позвал её поиграть, она взяла ложку и побежала следом за ним.
Слайд 18
Дорожка была непростая, извилистая и на ложке появилась волнистая линия.
– Как называется, такая волнистая линия? (криуль) Правильно, расскажите про элемент росписи «криуль».
1 ребё нок:
Что такое есть «криуль», линия иль точка?
Линия волнистая – знаем это точно.
Слайд 19
А тем временем солнечный луч весело запрыгал по травке. Глянула девочка на ложку, а там – «травка» зазеленела. Травка различная – изогнутая, с острыми и закругленными мазками.
2 ребё нок:
Травушка-муравушка стелется, ложится,
«Хохлома» травинками, «травками» гордится.
И вдруг солнечный луч пропал. Девочка взглянула на небо. По небу ползла большая туча. Неожиданно брызнули капельки дождя:
3 ребенок: С неба капелька упала и осталась на листе,
А рисунок получился в очень капельной красе.
- Вскоре дождик закончился. Обрадовался лучик.
Слайд 20
С листа на листок скачет солнечный лучик. Смотрит девочка, а на ложке появился нежный трилистник.
4 ребё нок:
Без листочка нет цветочка,
Ягодки нет тоже,
В «Хохломе» листок особый
На всех не похожий.
Слайд 21
Задорно запрыгал по ягодкам солнечный луч, и ложка заалела красными плодами:
5 ребё нок:
Росписей на свете много,
Только ягоды в одной.
Там «смородинки», «рябинки»
Называем – «Хохломой».
Слайд 22
Так волшебный солнечный луч помог девочке расписать деревянную ложку.
Слайд 23
Мы с вами рассмотрели элементы хохломской росписи. В них отражается красота русской природы, родного края, преобразованная в фантастические образы. Мелкая травушка стелется, кудрявится по краю блюда, пышные кустики, алые травинки словно склонились от порыва ветра. Хохломская роспись выполняется от руки кистью без предварительной прорисовки карандашом. Роспись мастер наносит быстро, с маху. Одно движение кисти – и возникает длинный гибкий и изящный стебелек, травка. «Не пиши тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно», - учили старые мастера. (т. е. рисунок заполняет все пространство) В узор включают изображения птиц и рыбок.
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир на память.
(Сувенир - предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении музея или даже страны и другого интересного места.)
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо краски!
И по свету бродят сказки,
И улыбки Хохломы!
– Ребята, а может попробуем и мы поучиться народному мастерству, чтобы гости из других стран тоже могли выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да).
Но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания. Для этого нам надо немного отдохнуть.
Слайд 24
Физкультминутка с гимнастикой для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз Дети становятся в круг
Глазки крепко закрываем,
Широко их открываем Зажмурить глаза
Широко открыть глаза
Все умеем мы моргать
И глазами рисовать Дети часто моргают глазами
Ветка влево изогнулась Вытянуть влево руку, посмотреть на кончики пальцев
И в колечко завернулась Рисовать круг рукой и глазами
Повернулась мило вправо
Вытянуть вправо руку, посмотреть на кончики пальцев
Получился лист на славу Нарисовать круг рукой и глазами
Рядом с листиком трёхпалым Присели
Земляника цветом алым Встали
Засияла, поднялась
Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев
А трава как бахрома Руки опустить вниз, пошевелить пальчиками
Золотая Хохлома Руки развести в стороны от груди
Посмотрите! Вот она! (воспитатель указывает на шаблоны для работы.)
Удивительно бледна,
Мастера скорей за дело, украшай посуду смело,
Составляйте так узор, чтобы радовал он взор!
Не забудьте про листок, цветок и красивый лепесток!
Дети выбирают шаблоны по желанию.
Слайд 17
- Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме изделия, если она круглая).
- Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будете изображать на завитке сначала? Что потом? ( Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Хохлома, Хохлома, наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому – красоту невиданную.
Рисовали «травку» солнечною краской,
Ягодки, огоньки – алой краской от зари.
Дети выбирают плоскостные силуэты посуды, садятся за столы и выполняют работу. (Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку).
– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы! Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома.
- Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках? (индивидуально)
- Ребята, вам нравятся ваши работы? Посмотрите на работы друг друга!
Сувениры из России славят испокон веков,
Чудо-руки золотые славных русских мастеров!
Дети исполняют частушки:
Хохлома, да Хохлома
Разукрашу все дома,
А потом и улицу,
Петуха и курицу! Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать,
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать!
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому,
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому! Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
– Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку в группе, чтобы все гости могли полюбоваться такой красотой, а вы им расскажете о народном чуде «Золотая Хохлома"!