Татьяна Димитриева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая хохлома и сине-голубая гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Речевое развитие :
Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской и гжельской росписями.
Учить определять их сходство и различие.
Расширять знание о предложениях.
Знакомство с существительными, обозначающими посуду.
Социально-коммуникативное развитие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Золотая хохлома и сине-голубая гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к народным промыслам.
Демонстрационный материал: посуда с хохломской росписью, гжельская керамика; силуэты посуды, вырезанные из бумаги.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с изображением хохломской и гжельской росписи.
2. Знакомство с историей промысла.
3. Дидактические игры «Чудо узоры», «Русские узоры».
Методические приемы:
1. Игровая мотивация «В гостях у хозяйки Хохломы»
2. Дидактическое задание «Найди картинку»
3. Рассматривание иллюстраций «Голубая гжель»
4. Пальчиковая гимнастика «Мастера».
5. Практическое задание - расписывание шаблонов посуды.
6. Анализ деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
- Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно- медовой
Золотой листвы.
У красы точёной-
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
П. Синявский
-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснёмся с искусством наших предков, с природой, овладеем приёмами и способами хохломской росписи. Село хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.
- В чём же секрет красочной хохломской посуды? Как её делают?
- Оказывается это совсем непросто.
Послушайте этапы работы:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создаёт водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для (каления). Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
- По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используется зелёный, жёлтый цвет. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.)
- Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, чёрную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки.
- Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
- А сейчас сравним хохломскую роспись и гжель. Что вы знаете о мастерах гжельской росписи? (ответы детей.)
- Рассмотрите образцы гжельской керамики. Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (ответы детей.)
- Какой узор преобладает в росписи гжельской посуды? (ответы детей.)
- Назовите цвета гжельской керамики? (ответы детей.)
- Назовите основной цвет в росписи гжельской керамики? (ответы детей.)
- Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что известны они не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшую из всех, делаемых в России». Что только не делают из Гжели : чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души. Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти тёплым. Взгляните, ребята, на изделия с гжельской росписью, полюбуйтесь этой красотой. Послушайте стихотворение И. Кадухина:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
- Почему гжель называют нежно - голубым чудом?
- Какие элементы есть в гжельской росписи? (ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Мастера» :
Все, что только захотим
Мы из снега смастерим.
Лепит Саша колобок,
А Наташа – теремок,
Лева лепит разных рыб,
А Иринка – белый гриб.
- А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны посуды.)
Итоги:
- Что интересного было?
- Что нового узнали?
- С какими народными промыслами вы познакомились?
- О чем расскажете дома своим родителям?
- Мне очень понравилось, как вы украсили посуду. Надеюсь, что в дальнейшем вы самостоятельно сможете украсить вылепленную посуду гжельским и хохломским узором. Молодцы!