Ирина Копылова
Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве
2. Учить детей находить характерные особенности изделий хохломского искусства.
3. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного. Искусства.
Публикация «Конспект праздника-развлечения „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
4. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.
5. Воспитывать чувство прекрасного, приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа.
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
Чтение.
Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
Загадывание загадок. Разучивание стихов,народных песе,прибауток.
Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи и
роспись их.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Русские народные костюмы. Хохломские изделия и расписанные детьми шаблоны.
Оформление зала под хохлому. Аудиозаписи русской народной музыки.
Словарная работа.
Чаша, солоница, поставок, спираль, капельки, завиток.
Интеграция видов деятельности: словесной, музыкальной, художественной.
Ход развлечения:
Дети с педагогом одетые в русские народные костюмы заходят в зал под музыку. Подходят к горнице. Стучатся.
В горнице сидит хозяйка, прядет пряжу. Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут Просковеей. Ко мне деревенские ребятишки прибегают сказки послушать. А вы любите сказки?
Тогда слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Берендей. Дворец у него был расписан красивыми узорами и любил тот царь собирать диковинные разные безделушки.
Показывал он их своим гостям и бахвалился. Вот созывает он сына своего младшего, Ивана Царевича.
Царь Берендей: Прознал я, Иван Царевич, что на берегу Волги реки стоит град. Правит им Царь Хохломей. Люди в том городе живут мастеровые, чаши из дерева делают, ложки, шкатулки и еще товары разные и расписывают их узорами диковинными. Хочу я такую чашу себе преобресть. Привези мне чашу дивную из того града.
Сказочница: Вон, смотрите,отправился Иван царевич в путь дороженьку. Долго ли, коротко шел Иван Царевич и пришел в тот город мастеров, да и попал на ярмарку. В торговых рядах люди стоят, торгуют своими товарами знатными- хохломскими чашами, да ковшами, ложками, да плошками.
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась,
Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома – Золотая Хохлома.
1 скоморох: Подходи не зевай! Товар разбирай!
2 скоморох: Товары разные, плюшки да миски, ложки да чашки!
(Вместе) : Спешите скорей, нет ярмарки лучше и веселей!
1скоморох:Эван,смотрите, глядите! Царь батюшка идет, да и доченьку ведет.
2 скоморох: Василисушка краса, коса до пояса.
Царь: Ох мастера знатные, ох мастера рукодельные! Что за чаша, словно диво, а узор, каков узор! Прост по форме,а радует взор. Позолоту фона затейливой змейкой, орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка! Вот мастер тебе золотой. (берет чашу)
(Иван Царевич ходит между торговых рядов, ищет подходящую чашу, навстречу царь Хохломей с Василисою).
Иван- Царевич: Ох и красота какая! Что за узоры невиданные!
То травка стелется и развивается, То ягода красная обсыпается.
А это кудрины по черному полю мерцают,
Цветок необычный головкой кивает!
Чудеса, да и только! Какую же чашу батюшке выбрать?
1 скоморох: Собрались мы сегодня позабавиться, да потешиться!
2 скоморох: Пошутить, поиграть, да посмеяться, да и товар продать.
1 скоморох: Что ж ты Иван растерялся?
2:скоморох Кругом голова пошла от красоты такой?
Иван Царевич: Да я не знаю какую чашу лучше выбрать, одна другой краше.
Василиса: Посмотри, батюшка, на чашу эту, как красив узор, как в руках сияет, красота!
Иван Царевич: Дозволь, милая девица, на твою чашу взглянуть?
Василиса: На, погляди.
Иван Царевич: Дивный узор, замысловатый, в руках твоих как ярко горит. Позволь я ее подарю Царю Берендею – батюшке моему.
Царь Хохломей : Прими в дар эту чашу от меня и будь, Иван Царевич, нашим гостем.
Сказочница: Долго ли коротко ли, живет Иван царевич у Хохломея во дворце. С Василисой по саду гуляет, игры играет, разговоры заводит. И не заметил Иван,как в царевну влюбился, да и он ей приглянулся. Просит он у царя Хохломея руки и сердца дочери Василисушки. Царь добро дает, приказывает всем к свадьбе готовится. Да не тут- то было. Налетел злой дракон на город, схватил Василису и улетел в свое царство темное. Не взлюбил он город мастеров за людей мастеровых, которые любят трудиться и веселиться от души.
Загрустил, опечалился и заболел царь Хохломей. На город хандра напала, не торгуют больше посудой позолоченной, не поют песни веселые, не пляшут пляски задорные.
Иван царевич: Царь –батюшка, пойду искать Василисушку. Найду Царство драконье поганое, освобожу мою ненаглядную. Не горюй царь батюшка (уходит).
(Звучит музыка, появляется «Жар-птица», танцует танец)
Жар- птица: Просыпайтесь люди добрые, нечего бездельничать, да грустить. Узнал Иван царевич тайну драконову и меня к вам прислал. Боится дракон людей веселых, песен звонких, да прибауток задорных. Вот вам Шкатулка- копилка. Вы,люди добрые, пойте, пляшите, а она будет их запоминать. Когда наполнится, тогда и победим злого дракона и освободим Василису.
Сказочница: Детки мои, дорогие, засиделись вы у меня. Помогите честному люду. Отправляйтесь- ка на праздник и вы.
1 скоморох: Эй вы люди,добрые просыпайтесь. Проходите, разомнитесь,веселитесь. Сегодня Хохлома приглашает вас в гости к себе.
2 скоморох: Спешитескорее, нет праздника нашего веселее!
1 скоморох: Хохлома пришла нам забаву принесла! Хохлому встречай! Веселье начинай!
(инсценировка с танцевальными движениями «Здорово Хохлома» - под музыку группы Ивана Купала)
Дети: Хохлома, Хохлома!
Государыня моя, Хохлома!
У Хохломушки листок золотом,
А еще завиток крендельком.
Дети (Д) : Здорова ли, Хохлома?
Хохлома (Х) : Здоровенькая!
Д: Что ты делаешь?
Х: Чашу лужу.
Д:Здорова ли,Хохлома?
Х: Здоровенькая.
Д: Что ты делаешь?
Х: В печь еес ажу.
Д:Здорова ли,Хохлома?
Х: Здоровенькая.
Д: Что ты делаешь?
Х:Завиток кручу.
Д: Здорова ли, Хохлома?
Х: Здороаенкая.
Д: Что ты делвешь?
Х: Ложку расписываю.
Д: Здорова ли, Хохлома?
Х: Здоровенькая.
Д: А что поделываешь?
Х: На ярмарку собираюсь и вас с собой приглашаю.
1 скоморох:Ото всех дверей, ото всех ворот
Проходи скорей, честной народ!
2 скоморох:Наши девицы красавицы лебедушкой плывут
Нас за собой ведут.
Хоровод под р. н. песню «Называют меня некрасивою»
1 скоморох:Да что же девицы на себя вы напраслинусеяте?
2 скоморох: Ай да мошки хохломушки,попляшите-ка девчушки!
Вы вот эдак, да вот так! Не жалейте свой башмак!
1 скоморох:Ну на радостях плясать, всем частушки запевать!
(частушки журнал Д/В №5-1996г. Стр. 114)
Жар- Птица: Загорайтесь золотом узоры дивные
Рассыпайтесь хохотом, веселитесь люди.
1 скоморох: Раздайся народ, меняпляска берет!
Пойду попляшу на людей погляжу!
2 скоморох: С девицами молодицами, да с парнями удалыми!
(Хоровод» Масленица-кривашейка», музыка из репертуара группы Ивана-Купала)
Сказочница: А сейчас для всех ребят загадаю я загадку.
Знаю,знаю наперед- вы смекалистый народ,
На досуге- веселушка и накормит всех подряд.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает (ложка).
Сказочница: Звонкие, резные, ложки расписные
От зари и до зари веселятся веселятся лошкари.
(танец ложкарей под р. н. мелодия «Полянка» обработка Н. Метлова)
1 скоморох: Что ребята, все сидите аль играть вы не хотите?
Дети: Хотим (р. н. игра «Карусель»
(доносится звон колокольчика из шкатулки)
Жар- птица: Ну вот и полна шкатулкашуток, да прибауток. Скорей ее возьму, да к Ивану полечу.
(раздается гром,в зал входят Иван- Царевич и Василиса.)
Сказочница: К царю Хохломею идут с поклонами, да и народу честному бьют поклон.
Иван царевич: Царь-батюшка, и вы,люди добрые! Поклон вам до земли. Спасибо за помощь великую. Освободили мою ненаглядную.
Царь Хохломей и Василиса : Пусть в царстве этом не замолкают шутки и прибаутки. Пусть славится русская сторонка своими людьми умелыми, да дружныи, сильными и смелыми. Спаибо вам!
1-2 скоморохи: Мы славно гуляли
На празднике нашем,
Нигде не найдете
Вы ярмарки краше.
Так будьте здоровы,
Живите богато.
А мы уезжаем и сказку кончаем.
(Персонажи уходят)
Сказочница:Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Понравилась вам моя сказочка, детки дорогие? Коль еще захотите послушать их, приходите ко мне в гости. Буду вас рада видеть. До свидания.
Литература:
«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» М, 2005.,О. А. Скоролупова.
«Радость творчества». М. ,2001,О. А. Соломенникова.
«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» М,2000.,Г. С. Швайко.