Вера Александровна Борщёва
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок. Наряды народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов, населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.
Задачи:
Речевое развитие:
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Национальные костюмы народов России»;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
- учить соблюдать нормы речи.
Познавательное развитие:
- дать представление о народах, населяющих Россию и их национальных костюмах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русский народный костюм. Конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- знакомить с элементами русского, башкирского, татарского, якутского, ненецкого национальных костюмов;
-совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
- формировать познавательные действия;
- развивать воображение;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить поддерживать беседу;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать интерес к прошлому народов России;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.
- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать рассказ логопеда;
- учить называть элементы русского костюма;
- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать стихотворный текст;
- воспитывать эмоциональный отклик на художественное слово;
- знакомить с народной башкирской музыкой, игрой «Юрта»
Физическое развитие:
- развивать общую моторику, координацию движений и речи;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовые презентации, аудиозапись башкирской национальной музыки, карта России, настольно-печатная игра «Собери костюм», 2 платка, музейные экспонаты.
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, в нашем детском саду мы очень много говорим о стране, в которой живём. Как называется наша страна? (ответы детей)
- Какая наша Россия? (большая, красивая, богатая)
Логопед читает стихотворение М. Новиковой
Я скажу “Россия…”
В этом слове синем
Шум ветров, шорох трав,
Шелест рощиц и дубрав,
В этом слове блещут росы,
Скрип снегов, метель, морозы,
В этом слове голос мамы,
Соловьиных трелей гаммы,
В нем я слышу смех друзей,
В нем улыбки теплых дней,
Это слово навсегда
Полюбил всем сердцем я.
Логопед:
- Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Это карта материка, который называется Евразия. Евразия - самый большой материк на нашей земле, и большую его часть занимает наша страна. Красной нитью обозначена её граница.
- Рассмотрите карту и скажите, какие цвета являются основными на территории России? (зелёный, синий, коричневый)
- Что означают эти цвета? ( Примерные ответы детей: зеленый цвет – это леса, синий – реки, моря и озера, коричневый – горы, пустыни)
Логопед:
- Богата Россия морями и реками, горами и степями, лесами и своей тундрой.
(Презентация. Показ слайдов, демонстрирующих красоту и разнообразие природы России)
СЛАЙДЫ 1- 9
По ходу презентации логопед задаё т вопросы:
- Кто знает, что такое тундра? (пространство со скудной мелкой растительностью)
- Как называется труднопроходимый лес? (тайга)
- Назовите дерево символ России (берёза)
- Как называется самое глубокое озеро не только в России, но и в мире? (Байкал)
Логопед:
- Через всю страну протянулись Уральские горы, которые делят материк на Европу и Азию. Север нашей страны – это тундра с её вечной мерзлотой. Северный Ледовитый океан, омывающий территорию страны с севера, покрыт толстым льдом. Если где-то на Чёрном море очень жарко и люди загорают, то здесь, на крайнем севере, выживают только…
СЛАЙД 10
- Назовите животных Севера (белый медведь, моржи, тюлени, пингвины)
- А это всё наша необъятная Россия!
- Как называются люди, которые живут на территории России? (россияне)
Логопед:
- Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности. В городах и селах, кишлаках и аулах России живет около двухсот национальностей: русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие др. И все народы рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм. Костюм – это часть народной культуры.
- Сегодня мы поговорим об одежде, которую носили и носят народы нашей страны.
2. Основная часть.
Словесно-демонстрационный рассказ с элементами беседы.
Логопед:
- Если бы выбрать по одному человеку от каждого народа нашей страны, попросить их нарядиться в свою национальную одежду и встать в общий хоровод, мы с вами не нашли бы в этом хороводе двух одинаковых костюмов. Национальная одежда каждого народа России яркая, нарядная, неповторимая! Она пришла из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Разнообразные ткани, меха и кожа, богатая вышивка, аппликации, украшения из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент – у всех были свои представления о прекрасном.
Одежда могла рассказать о своё м хозяине или хозяйке: из какой они семьи – бедной или богатой, молоды ли или в преклонном возрасте, а может, это ещё ребёнок; радуются ли они жизни, или в семье произошло горе. Есть ли в семье мастерицы – рукодельницы, или все неумехи – ведь раньше каждая женщина сама шила одежду для домочадцев. Можно даже было сказать, откуда этот человек родом, потому что в разных местах проживания того или иного народа были свои собственные узоры, орнаменты, детали одежды.
Неудивительно, что есть множество музеев и энциклопедий, в которых хранятся сведения о национальной одежде, ведь она – часть нашей истории, истории России.
Логопед:
- Назовите самую многочисленную национальность нашей страны (русские)
- Русский народ, как и другие народы России, имеют национальный женский и мужской костюмы.
СЛАЙД 11
«Русский национальный костюм»
- Рассмотрите их. Расскажите о женском русском национальном костюме (основу женского костюма северо-русских областей России составляли рубаха и сарафан «сарафанный комплекс», в южных губерниях России - рубаха и понёва, «понёвный комплекс»; одежда украшалась вышивкой, тканым узором, бисером и другими украшениями; лента, коруна, повязка – девичьи головные уборы; кичка, кокошник, убрус, повойник – женские головные уборы)
- Расскажите о русском мужском национальном костюме (мужской костюм состоял из рубахи, подпоясанной кушаком, и портов, самый распространённый головной убор мужчин - картуз)
Настольно-печатная игра «Собери костюм»
СЛАЙД 12
«Башкирский национальный костюм»
Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.
Логопед:
- Ребята, у башкирского народа, как и у других народов, есть не только национальная одежда, но и национальные игры. Предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта»
- Вы знаете, что такое юрта? (у кочевых народов переносное жилище конусообразной формы)
СЛАЙД 13
Подвижная башкирская народная игра “Юрта”
Ход игры:
Под башкирскую национальную музыку дети идут по круг, взявшись за руки. В кругу лежат свёрнутые платки. Как только музыка заканчивается, подгруппы детей по четыре человека образуют круг около каждого свернутого платка. Дети должны развернуть платки, за четыре конца поднять их высоко над головой. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее всех справится с заданием: построит юрту.
Логопед:
- У вас получились настоящие юрты, молодцы!
- Мы продолжаем наше знакомство с народами России и их национальными костюмами.
СЛАЙД 14
«Татарский национальный костюм»
Логопед:
- Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, татарские женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилет, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитями, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора
- На голову женщины надевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой из золотых нитей, бисера, пайеток.
- Национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
ЛАЙД 15
«Якутский национальный костюм»
Логопед:
- Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня среди современного населения региона. Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.
СЛАЙД 16
«Ненецкий национальный костюм»
Логопед:
- На Крайнем Севере России живут ненцы, занимающиеся оленеводством. Ненецкий костюм, состоящий из меховой рубашки-малицы и меховых штанов, наиболее подходящая для этого занятия одежда.
Логопед:
- Вы узнали много нового о народах, населяющих Россию, давайте проверим, что запомнили вы о самой многочисленной национальности Росси, русской.
3. Конкурс-викторина «Русский национальный костюм»
Игра «Назови элемент одежды»
Игра «Убери лишнее»
Цель: закрепление знаний детей об элементах женского и мужского национальных костюмов.
Логопед:
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями викторины, назвали все элементы женского и мужского русского национального костюма.
Логопед:
- Сегодня мы узнали только о некоторых народах, проживающих на территории России, и их национальных костюмах. Напомню, что их около двухсот. Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев, костюмов, традиционных занятий и промыслов. Все мы такие разные, но нас объединяет страна, в которой живём, - Россия! Поэтому мы должны с уважением относиться к истории, культуре каждого народа, каким малочисленным он бы не был. Уважая друг друга, мы проявляем любовь к своей стране, гордимся ею.
- Наше знакомство с народами России и их национальными костюмами подошло к концу.
4. Рефлексия
- Что показалось вам трудным при знакомстве с национальными костюмами России? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось?
- Какой из национальных костюмов понравился больше?