Евгения Булычева
Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Если человек прошагал свое детство без общения
с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми,
горячо любящими его людьми – с … бабушками,
это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок,
тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний,
тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным,
в тысячу раз больше споткнулся о камни
и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе.
(Ш. А. Амонашвили)
1. Актуальность проекта.
Публикация «Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и взаимодействия.
Формирование норм и правил поведения человека начинается в семье. Именно здесь ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия. Важным фактором личностного развития является удовлетворение потребности ребёнка в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в том числе и с бабушками.
Между детьми и бабушками возникает больше взаимопонимания, чем между детьми и их родителями. Может быть, это происходит потому, что бабушки, как правило, в общении с ними исходят не из отдаленных и потому непонятных детям целей воспитания, а из близких им интересов и потребностей. Бабушки охотно включаются в игру со своими внучатами, они с легкостью выполняют их желания. У детей больше секретов со своими бабушками, они – хранилище их шалостей, легко прощают им проступки. Бабушки наполняют жизнь детей заботой, любовью, мудростью. Как говорят в народе: «С детьми бабушки проживают вторую жизнь, а с внуками - третью». Они согревают теплом не только внучат, но и весь дом. Помогают мамам и папам растить малышей, отдают все силы и тепло своих сердец близким и родным им людям. Бабушки заботятся о внуках, ограждают от бед и невзгод.
На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции воспитания детей. Но развитие общества повлекло за собой существенные изменения в культуре семейного воспитания, поэтому родители утратили многие ценные традиции народного воспитания. В возраст бабушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда непонимающие смысл этого слова). Педагоги детского сада задумались о том, как возродить традиции родительской педагогики, не отказавшись от достижений общественного дошкольного воспитания. Проект «Бабушкин сундучок» – это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: разработка и внедрение инновационных форм работы с семьями воспитанников; тесное сотрудничество в вопросах воспитания и развития ребенка; создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия взрослых и детей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Создать условия в детском саду для эмоционального общения взрослых и детей в процессе совместной игровой, творческой и познавательной деятельности.
2. Воспитывать у внуков чувство любви, заботы и уважения по отношению к старшим членам семьи - к своим бабушкам, прививать умение оказывать им знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.
3. Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по внеситуативно-личностному общению.
3. Объект проекта: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
4. Предмет проекта: взаимодействие ДОУ и семьи с целью создания психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия взрослых и детей.
5. Участники проекта: дети, бабушки, воспитатели средней группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
6. Тип проекта: творческий, среднесрочный, коллективный, совместный.
7. Срок реализации проекта: один месяц (февраль/март).
8. Ожидаемые результаты реализации проекта.
• семья и ДОУ – два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
• отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение бабушки и ребенка;
• появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
• повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
• разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка;
• расширение сферы участия старшего поколения (бабушек) в организации жизни образовательного учреждения;
• организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, организации досуга и воспитания детей.
9. Предполагаемый продукт проекта.
• Выставка творческих работ детей «Моя милая бабуля».
• Картотека подвижных игр «Играли наши бабушки».
• Кулинарная выставка «Это просто объеденье!».
• Творческая выставка «Бабушкины руки не знают скуки».
• Совместная двигательно-игровая деятельность детей и взрослых «Бабушкин сундучок».
10. Этапы реализации проекта.
В достижении целей и задач были использованы различные формы и методы работы с семьями воспитанников, которые реализовывались по трем этапам.
1 этап – подготовительный.
• Подбор и изучение методической литературы.
• Подбор художественной литературы и музыкальных произведений.
• Составление плана работы в рамках проекта.
• Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап – основной.
• Чтение художественной литературы с детьми о бабушке (перечень художественной литературы – приложение 1).
• Прослушивание песен о бабушке (перечень музыкальных произведений – приложение 2).
• Беседа с детьми (дети приносят в детский сад семейные фотографии и фотоальбомы, рассматривают фотографии, рассказывают друзьям о своих бабушках: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время).
• Организация фотовыставки «Как молоды мы были…» (родители воспитанников приносят в детский сад фото бабушек в детские и юношеские годы, дети рассматривают снимки, пытаются узнать на них своих бабушек).
• Игра «Ласковое слово»: дети передают клубочек по кругу друг другу, называя свою бабушку ласковым словом (например, моя бабулечка самая любимая, добрая, внимательная и т. д.).
• Разучивание стихов, песен, частушек с детьми о бабушке, танцев.
• Интервьюирование бабушек «Подвижные игры моего детства».
• Составление картотеки подвижных игр (картотека подвижных игр «Играли наши бабушки» - приложение 3).
• Организация подвижных игр «Играли наши бабушки» с детьми в свободной и регламентированной деятельности.
• Мини – опрос «Бабушка глазами детей».
• Творческая мастерская «Волшебная кисточка»: изготовление пригласительных билетов на праздник и подарков для бабушек – рисование портретов «Моя милая бабуля».
• Оформление зала к празднику.
• Оформление фотоколлажа «Хорошо рядом с ней, милой бабушкой моей».
• Оформление выставки рисунков детей «Моя милая бабуля».
• Организация выставки «Бабушкины руки не знают скуки».
• Организация выставки кулинарных изделий, приготовленных руками бабушек и внуков «Это просто объеденье!».
• Организация игрового часа - совместной двигательно-игровой деятельности «Бабушкин сундучок» (конспект мероприятия - приложение 4), посвященного Дню бабушек (первое воскресение марта).
3 этап – заключительный.
Итогом проведенной работы являются:
• фотоотчет «Моя бабушка и я – лучшие друзья»;
• фотоколлаж «Это просто объеденье!»;
• фотоотчет «Бабушкин сундучок», размещенный на сайте ДОУ под рубрикой «Новости» (http://1781.maam.ru/maps/news/36163.html);
• публикация конспекта совместной двигательно-игровой деятельности детей и взрослых «Бабушкин сундучок» (http://www.maam.ru/users/bulycheva);
• публикация «Семейный клуб «Бабушки и внуки» (http://www.maam.ru/users/bulycheva);
• публикации на сайте ДОУ: «Игровой час «Бабушкин сундучок», «День бабушек к детском саду» (http://18.s-edu.ru);
• публикация Проекта совместной двигательно-игровой деятельности детей и взрослых «Бабушкин сундучок» (http://www.maam.ru/users/bulycheva);
• участие во Всероссийском конкурсе педагогических проектов.
11. Перспектива проекта.
Внедрять данную форму деятельности с семьями воспитанников в практику работы других групп детского сада. Пропагандировать проект к использованию в других ДОУ.
12. Список используемой литературы.
1. Грицан О. М. Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников // Инструктор по физкультуре, 2011 г., № 2, с. 113
2. Копцова Г. А. Конспект занятия для детей и бабушек подготовительной группы «Вот какая бабушка!» (http://www.o detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/561.html)
3. Николаева М. Н. Проект тематической недели в детском саду «Родные люди» (http://festival.1september.ru/articles/591814/)
4. Майер А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи //Управление ДОУ, 2008 г., № 3, стр. 8
5. Селезнева И. Семейный клуб // Дошкольное воспитание, 2010, № 12, с. 92