Марина Сударева
Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок художественно-прикладного творчества
по изготовлению русской народной куклы
«Бабушкин сундучок»
Возраст: 5-7 лет
Время работы кружка – 16.00-16.30.
Руководитель кружка : воспитатель 1 квалификационной категории – Сударева М. В.
МАДОУ № 298 «Бусинка»
г. Новосибирск
«Нетрудное дело,
да не всякому даётся»- говорят в народе.
Пояснительная записка
Публикация «Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования.
Особая роль в этом процессе достойного отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.
Народное искусство современном как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики.
Создание нового искусства невозможно без знания у истоков народного творчества.
Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.
К сожалению, сегодня всё дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи.
Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы актуальность отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения.
В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
• сам процесс изготовления приносит радость;
• работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
• при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
• изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли;
• застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
• Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальность и очень проста в изготовлении чем и привлекает нас, педагогов.
Цели:
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие творческой активности дошкольников, эстетическое воспитание;
2. Создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;
3. Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
• Прививать интерес и творчества любовь к русской навыки тряпичной кукле как виду изделия народного художественного творчества.
• Содействовать художественный развитию эстетического восприятия образцов художественные народной игрушки, знания способности эмоционально откликаться на воздействие художественного вкус образа.
• Знакомить с народными традициями,в которых были задействованы лоскутные куклы.
• Формировать традициями знания, умения, самостоятельно практические навыки Работа работы с текстильными умения материалами и умения творчеству самостоятельно создавать воспитание художе-ственные изделия в отношение традициях народного искусства.
• Развивать у детей творческие эстетическое способности, стремление к самостоятельному творчеству.
• Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
• Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
• Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
• лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
• швейные нитки №40, пряжа;
• вата, отходы ватина, синтепона;
• тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
• ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента,
• линейка, ручная игла.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
• историю русской тряпичной куклы.
Дети должны уметь:
• выполнять требования безопасного труда;
• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Перспективно-тематический план работы Кружка
на2017-2018г. г
Раздел I.«Введение»
1. Краткая история русской тряпичной куклы.
2. Знакомство детей с образцами народных кукол.
3. Знакомство детей с материалы и инструменты, с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).
Раздел II. «Обрядовые куклы»
1. Знакомство с обрядовыми куклами, с историей их изготовления в древней Руси, разновидности обрядовых кукол, их функции и значение.
Тема: «Кукла-пеленашка»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Кукла Масленица»
1. Праздник «Масленица», знакомство с традициями и обычаями, проводимыми на Руси в масленичную неделю, история и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Пасхальная голубка»
1. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Раздел III.«Обереговые куклы»
1. Знакомство детей со славянскими куклами - оберегами, с ис-торией их изготовления в древней Руси, какие были славянские обережные куклы, их значение.
Тема: «Кукла Берегиня»
1. Знакомство с самой древнейшей из обереговых кукол Береги-ней (Столбушкой) – хранительницей семейного очага.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Кукла Кувадка»
1. Значение куклы, знакомство с материалами и технологией изготов-ления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Рождественский ангел»
1. Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Колокольчик»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Куколка на счастье»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема: «Кукла Подорожница»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Раздел IV.«Игровые куклы»
1. Знакомство с игровыми народными куклами, их значением, функци-ями и разновидностями.
2. Знакомство с «Узелковой куклой»
«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.
3. Практическая работа: Изготовление кукол.
Тема: «Зайчик на пальчик»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Тема:«Малышок-голышок»
1. История и технология изготовления куклы.
2. Практическая работа: Изготовление куклы.
Итоговое мероприятие: Организация выставки детских работ в холле детско-го сада «Чудеса из бабушкиного сундучка»
Учебно-методический комплекс:
1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.
2. Демидова Н. Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искус-ств. – 1999. – №8.
3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт. -сост. О. Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : ВЛА-ДОС, 2001. – Ч. 2.
5. Дикова С. И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производ-ство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
6. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ни-ток / Авт. -сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М. :ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
8. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
9. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт. -сост. Е. В. Берстенёва, Н. В. Догаева. – М. : Белый город, 2011.
10. Осиненко Г. П. Столбик против Барби //Народное творче-ство. – 1997. – №5. – С. 44-45.
11. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботяко-ва О. А. ,Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
12. Компьютерные программы
Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М. : СОВА-ФИЛЬМ, 2009.