Ирина Кравченко
Конспект НОД в подготовительной группе «Лес. Деревья. Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «лесе», о «деревьях», о «грибах», о среде их обитания, назначении, времени сбора.
Образовательные задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.
• Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.
• Расширить и уточнить словарь по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Лес, Деревья, Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
• Активизировать речевую деятельность детей.
• Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
• Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
• Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.
• Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие, память, мышление.
• Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ход НОД:
Самомассаж лица. (массаж выполняется совместно с воспитателем с опорой на схемы в стихотворном сопровождении)
Осень в гости в лес пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.
( поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха)
Осень в гости в лес пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят…
Осень любит листопад!
(спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям)
Осень в гости в лес пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.
(вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям).
Развитие артикуляционной моторики.
«Сказка о веселом язычке»
Жил-был веселый язычок. Как-то раз осенью проснулся язычок, почистил зубки (упр. «Чистим зубки», причесался (упр. «Причешем язычок» - самомассаж языка). А потом захотелось язычку погулять. Открыл он двери своего домика (выполняются упражнения «Улыбочка» и «Окошко») и вышел на улицу (упр. «Лопаточка»). Решил язычок сначала на качелях покачаться (упр. «Качели»). Посмотрел язычок на часы (упр. «Часики»). «Пора идти домой» - подумал язычок и отправился в свой домик (упр. «Окошко» и «Улыбочка»).
1. Организационный момент. Игра «Назови одним словом».
Воспитатель: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их, одним словом?
Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор, (Грибы.)
Сосна, ель, береза, осина. (Деревья.)
Воспитатель: А как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, что бы лучше рассмотреть грибы, и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей).
Слышится карканье вороны (игрушка)
Ворона: Вот еще в лес собрались, я, как начну громко кар – кар - каркать и разбужу Старичка Лесовика, и он вас туда не пустит!
Воспитатель: А почему, он нас не пустит?
Ворона: Потому, что люди вести себя не умеют, и из-за них наше дерево погибло. А мы лесные жители каждую осень возле него собирались, а теперь нет нашего любимого дерева, и поэтому в лес мы не пускаем!
Воспитатель: Наши дети знают как правильно нужно вести себя в лесу, и какие правила соблюдать нужно! И мы тебе докажем! Правда, ребята?
Дети. В лесу нельзя громко кричать.
В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.
В лесу нельзя убивать насекомых.
В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.
В лесу нельзя оставлять за собой мусор.
Воспитатель:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ворона: Хорошо я вас пропущу, но вы должны выполнять все эти правила!
Воспитатель: Ребята мы будем соблюдать правила? Спасибо Ворона-Карловна! Мы готовы попасть в осенний лес? Тогда отправляемся!
В лес отправимся гулять, (Дети маршируют)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом. (Между «кочками»)
На носочки встали (Бегут на носочка).
И к лесу побежали.
Воспитатель: Вот мы и в лесу! - Какие виды леса вы знаете? Посмотрите как кругом красиво, как много деревьев. А зачем нужно так много деревьев? - Какую пользу они приносят? Ответы детей (они очищают воздух от пыли и грязи). Закройте глаза, вдохните полной грудью, выдохните. Какой свежий, чистый, лёгкий воздух. - Для кого лес является домом? (ответы детей) И первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу. Садитесь на свои места.
Деревья
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
Игра «Слушай, не зевай». Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют дерево, которого не стало: «Не стало тополя» и т. д.
Игра «Лиственное или хвойное?». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья - это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки — это хвойное дерево» и т. д.
Физкультминутка:
Дальше в лес мы пойдем, (дети идут друг за другом)
Вброд ручей мы перейдем, (идут, высоко поднимая ноги)
Небывалой красоты
У ручья растут цветы (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево - вправо)
Наклонись, сорви малинку,
И клади ее в корзинку. (наклоны)
Крепкий маленький грибок
Мы положим в кузовок. (приседают)
Воспитатель: Ребята! С собой в лес мы взяли корзиночку, а что в нее мы собирать будем? (ответы детей).
Воспитатель: Да, конечно же, грибы. Настоящие грибники знают о грибах очень много, а вы знаете, как правильно собирать грибы? (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый — его класть в корзинку нельзя, ни в коем случае. Игра «Собери грибы, в корзинку». Совместно с воспитателем дети называют грибы : маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзинку, сопровождая речью свои действия:
- Я собрал много маслят. Я собрал много белых грибов. Я собрал много опят. Я собрал много лисичек.
Воспитатель: Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб.)
С полной корзинкой мы отправляться можем отправиться домой.
(Слышится кашель и появляется Старичок Лесовичок)
Старичок Лесовичок: Здравствуйте ребята! Вы много знаете о деревьях, грибах! Вы настоящие друзья леса! Может вы нам поможете?
Воспитатель: А чем надо помочь?
Старичок Лесовичок: Погибло наше дерево, остался только ствол. А мы лесные жители каждую осень возле него собирались, оживить дерево могут только те дети, которые любят природу. При помощи ваших ладошек вы отдадите частичку своего тепла, и дерево снова оживет!
Воспитатель: поможем ребята всем лесным жителям?
(дети с помощью губки наносят гуашь на ладошку и «рисуют» крону дерева.)
Старичок Лесовичок: Вот чудо! Дерево ожило! Спасибо вам ребята! А за это вам лесные подарки! Приходите к нам в лес, мы всегда вам будем рады!
(Дети благодарят хозяина леса)
Воспитатель: А мы отправляемся домой!
Отправляемся домой (Дети маршируют)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом. (Между «кочками»)
На носочки встали (Бегут на носочка).
И к дому побежали.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А, что особенно вам запомнилось? Вы такие молодцы, как много вы знаете про лес. Нам надо хорошо вымыть руки и попробовать угощение, которым нас угостил Лесовичок.