Екатерина Младенцева
Конспект НОД в подготовительной группе по составлению описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной описательной речи
Задачи: 1. Содействовать формированию умения составлять описательно-повествовательный рассказ по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
2. Формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художников в пейзаже
3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами в дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа
4. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу
5. Воспитывать любовь к родному краю
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по составлению описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, наблюдение за сезонными изменениями в природе весной на участке детского сада, чтение рассказов и стихотворений А. Плещеева, И. Никитина, С. Есенина, слушание отрывков музыкальных произведений
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», запись А. Вивальди «Времена года», магнитофон
Методы и приемы: рассматривание картины, рассказ – образец воспитателя, составление описательного рассказа детьми, слушание музыки, чтение стихотворения Яков Аким «Долго шла весна тайком».
Словарная работа: половодье, выдолбленная, челнок, долгожданная, разлив, ледяная, талая, изогнутый, песчаный, корявая, белоствольные, хозяйственные постройки.
ХОД:
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна)
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о весне.
-А сейчас послушайте стихотворение одного из поэтов о весне. Написал это стихотворение Яков Аким «Долго шла весна тайком»
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня? Прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
Тучи по небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
-Ребята, какое настроение возникает у вас при слушании этого стихотворения? (Возникло радостное, веселое настроение)
-Ребята, давайте сейчас скажем, какая весна бывает? (Ранняя, поздняя, долгожданная, теплая)
-Да, весна несет людям радость жизни. Все творческие люди пишут о ней стихи, музыку, а художники рисуют картины. И сегодня мы с вами познакомимся с одним художником и его картиной. (выставляется картина И. И, Левитана, «Весна. Большая вода».
-Ребята, посмотрите внимательно на картину, почему художник назвал именно так эту картину «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье)
-Половодьем называется разлив реки
- Какие слова можно подобрать, что бы описать весеннюю воду на картине? (Голубая, холодная, необъятная)
-Посмотрите внимательно, на воду, что вы в ней видите? (В ней отображаются небо, тонкие, голые стволы и ветви деревьев)
-Что еще изображено на картине? (деревья)
-Опишите их. (Стройные молодые березки, отражающиеся в чистой воде, как в зеркале. Одна березка изогнулась. Еще на картине нарисована группа березок тесно прижавшихся друг к другу)
-Правильно, ребята, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна.
-Какие деревья, кроме березок вы видите? (осину и ель)
-Ребята, как вы думаете, зачем художник изобразит здесь старую осину? (Что бы оттенить красоту молодых березок)
-Правильно, березки кажутся более изящными, доверчивыми, хрупкими, стройными на фоне старой осины с сучьями, похожими на корявые пальцы.
- Посмотрите на небо, что о нем можно сказать? (Небо на картине ясное, бескрайнее, ярко-голубое)
-Что художник изобразил на переднем плане картины? (художник изобразил изогнутые песчаный берег с маленькой лодочкой)
- Ребята, такая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок. Как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его унесло течением)
-Что вы видите на заднем плане картины? (Вдалеке, сквозь рощицу, видны маленькие домики и хозяйственные постройки. Некоторые из них затоплены водой)
-Правильно, на заднем плане видны скромные деревянные избы и несколько деревенских построек затопленных водой.
-Ребята, какой день изображен на картине и почему вы так думаете? (На картине изображен солнечный день, хотя солнца нет, но вся картина пронизана светом)
-Да, ребята, вся картина пронизана лучами солнца на песчаном берегу пролегли четкие тени от деревьев. На стволах – солнечные блики.
Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневый, желтоватый, белый, зеленый, болотный)
-Верно, Растаял снег, небо отразилось в воде, и все стало голубым. Посмотрите, сколько голубого цвета заметил чуткий глаз художника! И какие они все красивые.
-Ребята, что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость от скоро наступления весны)
-Давайте немного передохнем, подвигаемся и проведем физминутку:
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (глубокий вдох, выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой! (вращение головой, в одну и другую сторону)
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились. (наклоны вперед)
Раз – вперед, и два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
А потом мы приседаем. (приседания)
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
- А сейчас ребята, я вам предлагаю составить рассказ по этой картине. Послушайте, какой рассказ составила я глядя на эту картину: На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая сосна. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.
-А сейчас, ребята, кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? (На картине художника И. Левитана «Весна. Большая вода» нарисован разлив реки весной. Река затопила березовую рощицу и часть деревни. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Вода от теней деревьев кажется рыжего цвета. На воде у берега качается челнок. Слева изображен песчаный берег, на котором стоят группой тонкие, белоствольные березки, они как будто жмутся друг к другу от холода. Вдалеке виднеется деревня частично затопленная водой. Небо на картине ясное, светлое. Солнце не видно, но чувствуется его тепло.)
- Какой замечательный рассказ получился. Кто еще хочет рассказать? («На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено»)
-Ребята, вы такие молодцы! Ваши рассказы получились полными, вы подобрали много красивых слов и высказали свое отношение к картине.
Кто мне скажет, с картиной какого художника мы сегодня познакомились? (И. И. Левитан)
А как называется эта картина? ("Весна. Большая вода")
Ребята, а кто запомнил, как называется разлив реки? (половодье)
А кто скажет, как называется лодка, выдолбленная из цельного куска дерева? (челнок)
Молодцы, ребята, вы все очень хорошо потрудились сегодня