Фомичева Ольга
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в подготовительной группе «Осень в моем городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
-уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Развивающие:
-развивать внимание, память, творческие способности;
-улучшать общую моторику и координацию движений;
-побуждать отражать на бумаге свои впечатления;
-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
-отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в подготовительной группе „Осень в моем городе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
-обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
-воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
-воспитывать чувство любви к родной природе, родному городу;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру : растениям, птицам, животным.
Предварительная работа:
-наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой;
-заучивание стихов об осени;
-рассматривание пейзажных картин художников;
-составление гербария из осенних листьев и др.
Материалы: иллюстрации «Времена года», картинки с изображением осенних деревьев, корзинка с овощами и фруктами, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин керченского художника Алексея Спольского на тему «Осень», стихотворения об осени керченских поэтов Заремы Дадой «Унылы увядшие розы» и Фаины Дерий «Нам осень демонстрирует наряды», краски и наборы для рисования красками (по количеству детей).
Словарная работа: пейзаж, поэт, художник, осень, осенняя, краски, наряд.
Ход НОД:
1. Отгадывание загадки про осень.
Воспитатель: -Ребята предлагаю вам послушать загадку, когда вы отгадаете ее, вы сможете узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
* * *
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья..
(осень)
Воспитатель: -Осень – золотая пора. Почему так говорят? Посмотрите на замечательные картины нашего с вами земляка, керченского художника Алексея Спольского (дети рассказывают, что они видят).
Дидактическая игра «Что раньше, что позже?»
Воспитатель: -Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?». Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Что было раньше осени? А позже? Что было раньше лета? А раньше весны? А позже зимы? (Дети отвечают.) Воспитатель: Вы отлично справились.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Воспитатель: - Теперь новая игра – «Найди ошибку». (Воспитатель предлагает нескольким детям расставить иллюстрации 4-х сюжетных картин «Времена года» на доске в правильной последовательности и назвать по порядку.) Воспитатель: Сколько месяцев в году? А сколько осенних месяцев? Назовите их. (Ответы детей.)
2. Чтение стихотворения «Приметы осени» :
* * *
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь -
Значит, наступила ОСЕНЬ.
Беседа с детьми по содержанию стихотворения.
Воспитатель:
- Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
- А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный.)
- Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?
3. Приметы осени
Воспитатель:
-Как может меняться погода осень в течении дня?
- Что людям помогает определить погоду?
- А можно ли предугадать погоду без приборов?
- Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.
Приметы:
* * *
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Гром в сентябре – к теплой осени.
Облака идут низко – к дождю и холоду.
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее).
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно, они меняют свой цвет и начинается листопад.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
4. Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
Воспитатель: -Молодцы! Очень внимательны.
5. Рассказ об осени.
Воспитатель: -Давайте рассмотрим картины на тему «Осень в городе». (Пока дети рассматривают, воспитатель вывешивает на доску план-схему для составления описательного рассказа.)
Воспитатель: -А теперь, я предлагаю вам нарисовать, какая же осень в нашем городе.
6. Рисование красками : «Осень в городе».
Воспитатель: -А давайте, сейчас нарисуем с вами осень, которая пришла в наш город. Послушайте, как замечательно описали осень в Крыму керченские поэтессы (чтение стихотворений).
Зарема Дадой «Унылы увядшие розы»
* * *
Унылы увядшие розы,
Поникли головки к земле,
Сверкают их чистые слезы
На грустной осенней траве.
Фаина Дерий «Нам осень демонстрирует наряды»
* * *
Нам осень демонстрирует наряды,
Всю сочность красок дивных показав-
То изумрудной зелени каскады,
То желтизну горохом разбросав.
А как в убранстве хороша багряном,
Вся полыхая огненным костром!
И поздние цветы пьют воздух пряный
И под ноги ей стелются ковром.
То нам давая знак, что расстается,
И уж надолго покидает нас,
Вся в золото одетая, несется
С веселым ветром в свой прощальный час.
И золотое с шеи ожерелье
Роняет на ходу и, не собрав,
Уносится, спешит, без сожаленья
Оставив на руках увядших трав.
Воспитатель: - Что вы хотите нарисовать? Как вы подчеркнете красоту осени в городе?
(деревья, разноцветные листочки, дома, людей с зонтами, тучи, дождь, солнце, завядшие цветы и травку и т. д.).
7. Пальчиковая гимнастика «Осень»
* * *
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу).
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание работ и их оценка.
8. Итог занятия:
Воспитатель: - О каком времени года мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что хотели бы узнать на следующем занятии?