Эльвира Арифуллина
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Жидкости. Растворы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о жидкостях и растворах.
Задачи: Образовательные:
•Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Публикация «Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему „Жидкости, Растворы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Развивающие:
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитательные:
•Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Безопасность».
Материал и оборудование для опытов :
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребё нка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, присядьте и послушайте.
Воспитатель: Кто знает, кто такие – исследователи?
Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.
Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Воспитатель: Где работают ученые?
Дети: (в научной лаборатории)
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Дети: (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей?
Дети: Да!»
Воспитатель: Чтобы попасть в клуб исследователей, необходимо разгадать загадки. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда внимательно меня слушайте:
Она по трубам к нам бежит,
А также в лужицах лежит.
Она - везде в живой природе,
И даже в клеточках, в кроссворде! (Вода)
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (растительное масло)
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (соль)
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (молоко)
Воспитатель: Молодцы! Но это ещё не все. Чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. А наша тема будет называться «Жидкости и растворы».
Воспитатель: перед тем как начнем работу давайте разомнемся.
Разминка
Мы к плечам прижали руки, Руки к плечам, вращение вперед и назад.
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем «Нет!» на всё на свете.
А теперь мы приседаем Приседания.
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок пошагаем, Ходьба на месте.
Выше ноги поднимаем!
Воспитатель: И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с жидкостями и сыпучими материалами, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Опыт № 1.
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия. (закрепить)
Опыт №2.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавьте, еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель: (дополняет выводы детей) : Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В стаканчике просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Физкультминутка.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко – легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт № 3.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах : например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
Воспитатель: в молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? ( Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель: как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Опыт № 4.
Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:(Объяснение опыта)
При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке и выходит из неё, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Итог занятия:
Воспитатель: вот мы и завершили встречу в клубе исследователей. Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какой опыт вам показался интересным больше всего? Испытывали ли вы трудности в работе? Понравилось ли вам экспериментировать?
Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
Спасибо!