Зарема Кадырова
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении.
Задачи:
Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Познакомить с тем, как вода приходит к нам в дом.
Продолжать знакомство со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная).
Воспитывать бережное отношение к воде.
Речевая задача: обогащать и активизировать словарь; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Оборудование: карта-схема поступления воды в каждый дом; прозрачные сосуды различной формы; на каждого ребенка стаканы с водой, где разведены соль, сахар, лимонная кислота; 3 прозрачных стакана с водой, молоком и соком; игры «Что может делать вода?», «Скажи наоборот»; мяч; аудиозапись.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись журчания воды.
Воспитатель. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
Воспитатель. Действительно, это журчит вода. И сегодня речь пойдет о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька. (Показ персонажа.) Она путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Так ли это? (Да.) Так, где же бывает вода? (В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.) Значит, Капелька-это маленькая частичка чего?
Дети. Воды.
Воспитатель. Кому же нужна вода? (Животным, птицам, растениям) А может ли человек прожить без воды? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода-это основа жизни.
Воспитатель. Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?, в лейке, в кране)
Воспитатель. Давайте пойдем в умывальную комнату вместе. Попробуйте открыть кран и удержать в руках воду.
Дети. Не получается.
воспитатель. Почему?
Дети. Потому что вода жидкая, она течет.
Воспитатель. Какого цвета вода?
Дети. Прозрачная, бесцветная.
Воспитатель. А вы, не забыли закрыть кран? Для чего же это надо делать? Правильно, чтобы вода не капала. Воду нужно беречь, она нам очень нужна.
А то пройдет немного лет-
И нет водицы-нет, нет, нет…
А если капает вода,
Мелеют реки и моря.
Мелеют реки и моря-
Не тратьте воду люди зря…
Берегите ВОДУ!
- Сейчас мы с вами определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии.
Опыт №1 «Определение цвета воды»
Предлагаю рассмотреть и сравнить стакан с молоком и стакан с водой.
Дети делают вывод, что вода бесцветная, а молоко белое.
Опыт №2 «Определение вкуса воды»
Предлагаю попробовать и сравнить молоко и воду.
Вывод – вода не имеет вкуса.
Опыт №3 «Определение прозрачности воды»
Предлагаю опустить в стаканы с водой, и молоком по одной горошине фасоли и посмотреть в каком стакане видно фасоль, а в каком ее не заметно. Вывод – вода прозрачная.
Опыт №4 «Определение запаха воды»
- Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный). Предлагаю понюхать и сравнить запахи духов и воды. Вывод – вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Определение формы воды»
- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в вазу такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают).
- А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили? (вода растекается). Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей
Опыт №7 «Воздействие температуры»
- Посмотрите на лед, который был у меня в тарелке. Что с ними случилось, пока мы играли? (он растаял). Правильно, под действием тепла лед превратился в воду.
Вывод – снег и лед образуются из воды под воздействием низкой температуры, т. е мороза и превращаются в воду под воздействием тепла.
Что же происходит с капелькой?
«…Становилось все теплее, и вскоре замороженная лужа растаяла, и капелька снова смогла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнце припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако…»
В каком состоянии капелька находится сейчас? (в газообразном)
- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние мы понаблюдаем на опыте.
Опыт №10 «Переход воды в газообразное состояние»
Я наберу воду в ложку и подержу ее над горящей свечой. Вода нагревается и закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случае он невидим.
«…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернуться на землю…»
- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю? Ответы детей. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой.
Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 8 «Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.
Воспитатель - Во что превратилось наше облако?
Дети – Облако превратилось в дождь.
Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).
Физминутка.
Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)
Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Дети. Бежать, течь, капать, литься и т. д.
Воспитатель. Я приготовила вам загадки. Садитесь на стулья. Посмотрите на стенд, на котором находятся отгадки. Ответьте на мои вопросы покажите то, что я загадала. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов. Дети. Водоросли.
Воспитатель. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?
Дети. Водопад.
Воспитатель. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его?
Дети. Водолаз.
Воспитатель. Теперь снова посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что общее слышится в этих словах. (Произношу, утрируя: ВОДоросли, ВОДопад, ВОДолаз.)
Дети. Общая часть «ВОД».
(Повторение хором.)
Воспитатель. На какое слово похожа часть “ВОД”? (Вода.)
Воспитатель. Правильно ребята вы отгадали загадки?
Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой.
Каждому ребенку раздаются стаканчики с водой: кому-то с простой, кому-то со сладкой, кому-то с соленой и кому-то с кислой.
Воспитатель. Пускай каждый из вас кончиком язычка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладкая вода? Почему?
Дети. В нее добавили сахар.
Воспитатель. У кого солёная? Почему?
Дети. В нее добавили соль.
Воспитатель. У кого кислая? Почему?
Дети. В нее добавили лимонный сок.
Воспитатель. У кого простая вода?
Дети. В нее ничего не добавляли, она не имеет вкуса, она пресная.
Воспитатель. Повторите (спросить 2-3 детей).
Воспитатель. Дети, давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подбирая слово-наоборот. Возвращаете мяч мне.
Воспитатель (бросает мяч ребенку). Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Ребенок (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель. Река глубокая, а ручеек…
Ребенок. Мелкий.
Воспитатель. Река может бежать быстро, а может и…
Ребенок. Медленно.
Воспитатель. В океане волны большие, а в реке…
Ребенок. Маленькие.
Воспитатель. В ручейке вода бежит, а в пруду…
Ребенок. Стоит.
Воспитатель. Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже вода…
Ребенок. Грязная.
Воспитатель. Капля большая, а капелька…
Ребенок. Маленькая.
Воспитатель. В озере вода пресная, а в море…
Ребенок. Соленая.
Воспитатель. Молодцы, правильно подбирали слова-наоборот.
Итог.
- Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
- О чем вы сегодня расскажите своим родителям? Ответы детей.
- Спасибо, мне очень понравилось сегодня с вами работать.