Наталия Ежова
Конспект ООД в старшей группе «Детям об алоэ» с использованием технологии опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Дать представление о внешнем виде и целебных свойствах алоэ;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Дать представления об особенностях растения в ходе опытно-исследовательской деятельности;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- Обогащать словарь детей по данной тематике за счё т введения новых слов: алоэ, столетник, воск, лекарь, целебный и т. д.
- Учить рассуждать вслух, обосновывать свою точку зрения, развивать умение ясно и четко излагать свои мысли;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Детям об алоэ“ с использованием технологии опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Алоэ, комнатное растение
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание узнавать новое;
- Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение пословиц, разгадывание загадок о комнатных растениях: «Шипы имеет, а ранить не умеет, зато лечит нас в любой час», «Что за хвост пошел в рост?», «Он колючий словно еж, на зеленый мяч похож» и т. д.)
- Чтение стихов и рассказов («Алоэ» Б. Заходер, «Кактус» Ю. Сибирская, «До чего забавный ежик» Т. Лаврова, «Колючая игра» Н. Пикулева)
- Просмотр ЭОР «Комнатные растения пустынь»
- Рисование комнатных растений в горшках акварелью и карандашами
- Создание поделки в технике объемной аппликации «Кактус»
- Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений
- Изготовление паспортов растений.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: познавательный видеоролик «Когда цветет алоэ», иллюстрация с изображением алоэ, комнатный цветок алоэ в горшке, стаканчик с водой, пипетка, стекло для опытов, лейкопластырь, кукла.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, у нас на доске спрятана картинка с изображением одного очень интересного растения. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, что это?
«На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит»
Кто догадался, что это за растение? (ответы детей) Это алоэ, есть у него и второе название – «столетник». Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет, а после погибает… Но это не так. Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине в Африке. А там алоэ цветет каждый год! Кто видел это растение? Как оно выглядит? (ответы детей) А теперь посмотрим на картинку (открывает).
Внешний вид этого растения не очень привлекательный, он похож на существо с множеством щупалец, покрытых колючками. Но оказывается, цветки у алоэ очень красивые! Хотите посмотреть?
Детям демонстрируется короткое познавательное видео «Когда цветет алоэ».
Несмотря на свой неказистый и даже неприятный внешний вид, алоэ очень ценное растение? Почему? (ответы детей). Правильно, это настоящий лекарь. Алоэ содержит целебное вещество алоин, которое заживляет раны и борется с микробами.
У нашей куклы Маши не заживает ранка на руке. Давайте приложим ей целебную повязку. Для это мы срежем лист, снимем с него кожицу и приложим к ранке. Кто мне поможет? (Воспитатель срезает кожу алоэ, ребенок накладывает «повязку» и фиксирует ее на руке куклы лейкопластырем). Через некоторое время повязку можно поменять.
А теперь сделаем весёлую зарядку (проводится физминутка).
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Ну а сейчас мы подошли к самому интересному – опытам с нашим растением. Сначала рассмотрим молодые и старые листья алоэ. Чем они отличаются? (ответы детей)
Молодые листья яркие, зеленые. Старые листья у алоэ более светлые, на них словно нанесен какой-то беловатый налет. Это воск. Он защищает алоэ от палящего солнца.
Опыт с алоэ 1. Капнем водичкой на листочек алоэ, и увидим, как капелька скатывается с листа. Потому что лист алоэ покрыт воском. Причем форма листа у алоэ такая, что вода стекает к корням растения.
Опыт с алоэ 2. Если бросим листок алоэ в воду, то он станет серебристым. Вокруг листочка образуются пузырьки воздуха.
Опыт с алоэ 3. Потрем пальчиком налет на старых листьях алоэ. Что видим? Листочек под воском такой же зеленый, как и молодой.
У молодого листа алоэ пока мало воска, но со временем он тоже покроется защитным восковым слоем. А пока малыш — листочек растет, он много и часто дышит. Что вы видите на старых листьях? (ответы детей – колючки) Как вы думаете, зачем они нужны? (ответы детей) Колючки нужны цветку для защиты от животных. А еще - с возрастом листья грубеют, колючки становятся все более и более жесткими. Это неудивительно - именно в старых листьях хранится вода, которая нужна цветку для жизни.
Опыт с алоэ 4. Капнем каплю воды, а рядом капнем на стекло каплю гелеобразного сока алоэ и оставим их на пару часов. Когда время истечет, вместе с детьми посмотрим на результаты нашего опыта и обсудим их.
Что мы видим? Капля воды испарилась, высохла, а гель остался водянистым. Значит, гель помогает растению сохранять влагу!
Ребята, а что значит пословица «Горше, чем алоэ»? В каких случаях так говорят? (ответы детей) Так говорят, когда случается что-то плохое, приходит беда. Ведь сок алоэ очень горький, и пить его можно только разбавленным медом или сахаром и обязательно под присмотром взрослых. Но мы-то с вами знаем, что алоэ – еще и друг человека, его лекарь и помощник. Вот с каким удивительным растением мы сегодня познакомились!
Итог ООД: Что нового и интересного вы сегодня узнали? Чем бы вы хотели поделиться с родителями, с друзьями? Что было самым трудным? А что самым увлекательным? Спасибо вам за хорошую работу!