наталья лоскутова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : «РАДУГА».
Воспитатель 1 кв. категориии МБДОУ № 90 «Хрусталик»
Г. Северодвинска
Лоскутова Наталья Евгеньевна
.
Программное содержание:
• Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
• Учить понимать и объяснять смысл образного выражения «радужное настроение».
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему „Радуга“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Темочки
• Закрепить цвета спектра, их последовательность.
• Развивать любознательность, память.
• Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
• экспериментальная деятельность на тему «преломление и отражение света», «Цвета спектра, их последовательность»
• Словарная работа: преломление, отражение, спектр.
Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей :
В группе раздаётся звонок мобильного телефона.
-Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике «Хрусталик» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….
- А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.
- Поможем Кате? Ас чего начнем? Сначала ответим на вопрос: «Что такое радуга?» ответы детей.
- Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги :
- Художник нарисовал несколько радуг. Угадайте, на каком рисунке изображена радуга, которую он увидел после дождя (не сказочную радугу, а явление природы).
Просмотр презентации (1,2).
Чем отличается она от ваших картинок? (последовательностью цветов). Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге : Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан ( первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).
- Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какоцвет?6-ой?
- Просмотр презентации (3).
-Почему появляется радуга? Хотите узнать?
-Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)
-Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)
- Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется). Кто сможет показать опыт с преломлением света? У вас есть предположения, как появляется радуга?
- Я вам предлагаю провести опыт.
Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).
Физминутка:
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
Проходят на стульчики.
- Как вы думаете, почему появилась радуга?
- Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
Просмотр презентации (4).
- В какое время года бывает радуга? (ответ детей).
Презентация (5,6,7)
-Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.
Презентация (8,9)
- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.
Презентация (10)
- Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.
-Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга —там можно обнаружить клад.
- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?
-Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.
Рефлексия:
-Когда появляется радуга?
- Итак, почему появляется радуга?
- Почему радуга разноцветная?
- Сколько в ней цветов?
-Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?
- Кто узнал, что-то новое на этом занятии?
- Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.
- Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск про радугу по адресу…
-