Лилия Довгаль
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Наша Родина - Россия».
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц. Обогащать речь детей выразительными средствами.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Оборудование:
Тематические слайды, воздушные шары с письмом, муз. центр, ПК и мультим. экран, песни о России, флаг, герб, предметы быта старины; березки из бумаги.
ХОД:
Звучит песня «Россия», воспитатель вместе с детьми заходят в зал и предлагает детям образовать полукруг.
Организационный момент. Игра «Приветствие!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши.
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Сюрпризный момент:(на трех воздушных шариках висит письмо)
-Ой, ребята посмотрите какое-то письмо на шариках висит! Как вы думаете от кого оно? (версии детей) Сейчас прочтем: «Здравствуйте ребята! Пишет вам домовенок д/сада «Колокольчик» Кузя! Летом я путешествовал по нашей удивительной стране!
Я много увидел и узнал, приобрел много друзей! Хочу чтобы и вы немного отдохнули и попутешествовали! (в письме билет на поезд для группы «Кораблик»)
-Ребята, как вы думаете по какой стране путешествовал Кузя? Как она называется? (Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Ребята, прочитайте стихотворение о Родине?
Стихотворение: «Родина»
Никита:«Родина» – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Катя И. : В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Саша Ч. : Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
И вот сегодня, имея билет от домовенка я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине - России на поезде. Вы согласны? (Да)
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Занмаем свои места!
(Звучит гудок, дети занимают свои места (садятся на диванчики)
Воспитатель: Много на свете есть городов:
Питер, Самара, Москва и Ростов.
Но город, в котором мы с детства живем,
Для нас – самый лучший.
Он в сердце твоем.
- Как называется город, в котором вы живете? (Севастополь)
Значит начинаем наше отправление от станции «Севастополь)
- А кто основал наш город? (Екатерина II)
- У каждого человека свой возраст. Сколько тебе лет? А тебе? Сколько лет нашему городу? (234). Когда день рождение нашего города? (14 июня).
- Что означает название города – Севастополь? (величественный, священный город)
Воспитатель: -Подумайте, и скажите, какой у нас город? (любимый, родной, морской, солнечный, город-герой, отважный, культурный, красивый, белокаменный, праздничный, исторический). Правительство Севастополя возглавляет губернатор! Как его зовут? (Дмитрий Владимирович Овсянников)
- Город Севастополь имеет свой герб и флаг. Что изображено на гербе Севастополя? Сева: Щит, разделенный по диагонали. Одна часть – верхняя – светлого цвета и изображена на ней медаль «Золотая Звезда» - за мужество и героизм в борьбе с немцами. Нижняя часть – голубого цвета – на ней памятник Затопленным кораблям. И объединяет два поля лавровая ветвь золотого цвета – символ славы защитникам Севастополя.
-А какой памятник является визитной карточкой нашего города? (памятник затопленным кораблям)
(Проводится Д/И «Собери картинку» (два ребенка собирают на мальберте герб Севастополя, а другие два ребенка памятник затопленным кораблям)
(Звучит гудок паровоза, дети под музыку делают разминку и отправляются дальше)
Воспитатель: - Станция «Государственная».
Ребята, а какие вы знаете города России? (Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи и т. д.)
-Назовите столицу России. (Москва).
- Как зовут президента России? (Путин Владимир Владимирович).
-А как называется место работы нашего президента? (Кремль).
-Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн) (слайд)
Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о них.
ЕваСаша Ч. У России величавой, На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Катя Г: (добавляют) Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.
Воспитатель : Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Какие это цвета?
Молодцы! Денис расскажет стихотворение о флаге.
Стихотворение:(Денис Б.)
Флаг у нас прекрасный–
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага….
Вот цвета родного флага!
Воспитатель: Ребята знаете ли вы, что такое гимн? И что вы можете рассказать о нем?
Никита: Гимн - это торжественная песня, символ государства. Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.
Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях (на олимпиадах, во время поднятия флага РФ, во время официальных встреч глав ин. государств и т. д (звучит отрывок из гимна, дети встают)
Воспитатель:-Мы приехали на станцию «Народных промыслов» или «Чудо - мастеров» Андрей :Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили. Воспитатель: Давайте вспомним изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Слайд)
2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в игру “Найди пару матрешке ” – Мы поиграли и продолжаем наше путешествие. Поезд отправляется в путь.
(Звучит гудок паровоза, дети отправляются дальше)
Воспитатель: - Станция «Лесная» (смотрят карту)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом (Растения, трава, деревья, лес)
-Давайте вспомним ребята, какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен) (показ слайда)
- А какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику) (показ слайда)
- Вспомните, какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири (слайд)
- Какую пользу человеку приносят деревья, леса?
Неля: Лес- это чистый воздух и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; и бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы, мебель, отапливают дома и многое другое.)
Воспитатель: Лес- это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.
Какое дерево является символом России?
(Символ России - белая береза.)
Денис Т. : Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках.
Давайте послушаем:
Женя : Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
Ира (Света)С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,.
Алина :Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
То грустную, плакучую
(дети встают в полукруг и исполняют песню «Моя Россия»
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет последняя станция. Станция «Страна народного единства».
(Звучит фоновая музыка, и параллельно идет показ слайдов по теме)
Воспитатель: Наши деды и прадеды боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас жили в мире и спокойствии. Они сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. Сегодня у нас над головой мирное небо. Наша страна процветает.
-А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию.
Ребята, а что зависит от нас с вами чтобы сохранить мир на земле? Какие наши действия, какие наши дела необходимы нашей Родине? (Любить её, беречь, защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, беречь все живое: птиц, животных и т. д; не допускать пожаров, уважать старших, быть добрыми к друг другу, заботится и любить родителей; жить в мире и дружбе).
Воспитатель: Правильно, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны.
Пусть не будет войны никогда
Пусть спокойные спят города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда.
(танец с полотнами)
Воспитатель: -А мы Вам хотим подарить на память символ России - Берёзу. (Березки дарят гостям)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие по России. Что вам больше всего понравилось? Что показалось трудным? А нам пора возвращаться в д/сад!