Нина Петрякова
Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»
Путешествие по сказкам
НОД по развитию речи в старшей группе
Провела:
воспитатель
Петрякова Н. Н.
МДОУ д/с №6
«Светлячок»
г. Козьмодемьянск
РМЭ
«Путешествие по сказкам»
Цель: Формирование у детей основ знаний и представлений о художественной литературе и ее жанрах.
Задачи:
Публикация «Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
– Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.
– Развивать связную речь дошкольников
– Уметь рассказывать знакомые сказки.
– Воспитывать интерес к художественной литературе.
– Активизировать речь, обогащать словарный запас детей.
– Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
– Закреплять у детей жанры.
– Открыть новые возможности книги.
– Формировать бережное отношение к книге, необходимость бережного использования книги,памятка «Правила пользования книгой»
– Активизировать личностную позицию ребенка.
– Развивать умение придерживаться игровых правил в дидактических играх.
– Воспитывать толерантное отношение друг к другу, желание помочь.
– Формировать навыки правильного поведения при проведении физкультминуток.
– Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
– Продолжать развивать подвижность артикуляционною аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
– Воспитывать у детей интерес к пению.
Оборудование и наглядные материалы:
Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных).
Сказочная карта с подсказками. Книги со сказками. Мнемотаблицы.
Портреты детских писателей. Воздушный шарик от Василисы Прекрасной. Звукозаписи (сказочная музыка).
Воспитатель и дети приветствуют гостей:
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Дети садятся на места.
Воспитатель:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека, книжный магазин.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Я считаю. (я думаю., мне кажется., по-моему.)
что это — библиотека (книжный магазин, потому что, во-первых,
там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет,
в-третьих, туда ходят те, кто умеет (любит) читать.
Поэтому, это — библиотека (книжный магазин).
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: У нас в группе тоже есть маленькая библиотека (выставка). В ней находятся разные книги.
С какими вы знакомы?
Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.
Воспитатель: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель зачитывает отрывок, дети определяют жанр)
Голос воспитателя выражает специфику жанра.
1. Люблюгрозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвятся и играя,
Грохочет в небе голубом (стихотворение).
Воспитатель: Докажите, пожалуйста, свой ответ.
Дети:
2. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой.
Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. (рассказ).
Воспитатель: Объясните, почему вы так решили?
Дети:
Рассказ - это небольшое литературное произведение. В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии. Ведь в отличие от детских сказок, детские рассказы обычно авторские произведения, которые рассказывают читателю о детях, об их родителях, о животных и об их хозяевах, о случаях, которые могли произойти на самом деле. Рассказы - это не выдуманные истории из жизни писателя, а правдивые истории.
3. Жил и-был и старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе :
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок, (сказка).
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Сказкиначинаются с зачина (например, в некотором царстве. ; жили- были.) и заканчиваются словами (например, я там был, мед-пиво пил вот и сказке конец, а кто слушал молодец. или в колодце рыба Елец, вот и сказке конец). В сказке добро всегда побеждает зло. Сказка обязательно носит поучительный характер, чему-то учит. Герои сказок обычно обладают волшебством. В сказках могут разговаривать не только люди, но и животные, растения. Животные носят одежду.
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Дети: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Волшебные сказки. Народные сказки. Современные авторские сказки.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (да)
Я тоже, очень, люблю сказки. А вы знаете, что сказки были придуманы давным давно!Каждый народ придумывал свои сказки и рассказывал своим детям. Сказки дошли до наших дней. Некоторые сказки писал не один автор, а придумывал их народ. Они так и называются народными. Современные сказки сочиняли сказочники,, которых мы с вами знаем. Давайте вспомним их имена.
Дети:Г. х Андерсен. Ш. Перо П. Бажов, JI. Толстой, А. С. Пушкин,Льюис Керролл, Джанни Родари, Астрид Лингрен, Джонатан Сфивт,Редьярд Киплинг,Памела Треверс и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. У нас есть сказочная карта мира и мы узнаем в каких странах живут сказки.
Дидактическая игра «Сказочная карта мира»
Я вам буду читать отрывки из сказок, а вы должны угадать название и автора. Затем расположить портрет автора на карте (в какой стране проживал автор сказки)
1 .Жил старик со своею старухой У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке»)
2. Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком девочка.
- Вот и жена моему сынку! - сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
(Г. х Андерсен. Дюймовочка. (Дания)
3. Шел он, шел на северо-восток и все ел дыни, пока не пришел на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихорадки, как ему говорила птица коло-коло.
Надо вам сказать, милые мои, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты неугомонный слоненок никогда не видал крокодила и даже не знал, как он выглядит.
(Редьярд Киплинг Слонёнок Англия)
4. Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек.
Из книги с загадками выпадает конверт.
(Астрид Лингрен Малыш и Карлсон Швеция)
5. Это на окраину прибыл сам правитель со свитой Лимонов,
Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.
(Джани Родари Приключения Чиполино Италия)
6. Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо. (Харрис Джоэль Чандлер. Сказки дядюшки Римуса Смоляное чучелко Америка)
7. И пока сын пил из нее благостную влагу, мать тихо шептала: "Бемби". Она вскидывала голову, прядала ушами и чутко втягивала ноздрями воздух. Затем, успокоенная и счастливая, целовала своего ребенка.
- Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!
(Зальтен Феликс. Бемби. Австрия)
8. Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами.
Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда, Кролик на бегу говорил:
- Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю.
Но и это не показалось Алисе особенно странным.
(Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Англия)
9. У одного хозяина осел, который уж много лет сряду таскал да таскал кули на мельницу, да наконец-таки обессилел, и начал становиться к работе непригодным. Хозяин стал соображать, как бы его с корму долой сбыть; но осел вовремя заметил, что дело не к добру клонится, убежал от хозяина и направился по дороге в Бремен: там, мол, буду я городским музыкантом.
Братья Гримм Бременские уличные музыканты Германия)
10. В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - это веревка от дверного колокольчика. (Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)
11. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Ш. Перо Красная Шапочка- Франция)
Воспитатель: Молодцы,ребята, хорошо знаете сказки.
В группу влетает воздушный шарик с письмом.
Воспитатель: Смотрите к нам прилетел воздушный шарик. Письмо какое-то на нём! Ребята, давайте прочитаем, (читает) :
Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!
Воспитатель: (Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).
Была у нас книга сказок. Непростая, волшебная. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные и перепутали все сказки. Помогите распутать сказки. Без вашей помощи нам не обойтись!
Сказка
Жили - были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю».Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает : «Не ешь меня, брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи : «По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в серединке Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке- золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
С низким поклоном, Василиса Премудрая.
Воспитатель: Да, непонятная получилась сказка. Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?
Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.
Но сначала давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения)
Воспитатель: Ну, что ребята, начнём распутывать сказки. (Да)
Сначала давайте вспомним известные рифмованные сказочные выражения.
Дидактическая игра «Рифмы» с мячиком
Лиса —. (всему лесу краса)
Волк —. (зубами щелк)
Ежик —. (не головы, не ножек)
Мышка —. (норушка)
Волчок —. (серый бочок)
Сивка — Бурка —. (вещая каурка)
Волчище —. (серый хвостище)
Баба — Яга —. (костяная нога)
Коток —. (серый лобок)
Зайчишка —. (трусишка)
Конек —. (Горбунок)
Сорока-. (белобока).
Зайка —. (побегай-ка).
Лягушка —. (квакушка).
Воспитатель: А теперь слушайте внимательно сказку
Читают и разбирают сказки, какой герой пришёл из какой сказки. Находят книги в своей библиотеке и мнемотаблицы к сказкам.
Воспитатель: Героев мы с вами отправили в свои сказки, книги нашли. Но В. П. писала про одну большую волшебную книгу. Где нам можно её взять? Дети: В магазине.
Воспитатель: Да, правильно. Предлагаю отправиться в магазин.
Песня про сказку Выставляется магазин Воспитатель: Вот наш магазин. Здравствуйте! Нам нужна волшебная книга сказок у вас есть такая?
Ребёнок консультант : Какие сказки должны быть в той книге?
Кто авторы сказок?
Какие главные герои сказок?
Есть у нас такая книга,
Я вам эту книгу подарю, если отгадаете загадки
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Отгадали. молодцы! Я дарю вам эту книгу.
Воспитатель: Спасибо большое! До свидания.
Ребята, теперь мы можем с вами сделать подарок Вас. Прек. У неё снова будет чудесная волшебная книга сказок. Мы сделаем для этой красивой книги красивую коробочку, сходим на почту и отправим посылку В. П.