Получи документы

Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)

Нина Петрякова
Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»

Путешествие по сказкам

НОД по развитию речи в старшей группе

Провела:

воспитатель

Петрякова Н. Н.

МДОУ д/с №6

«Светлячок»

г. Козьмодемьянск

РМЭ

«Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование у детей основ знаний и представлений о художественной литературе и ее жанрах.

Задачи:

Публикация «Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)» размещена в разделах

– Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.

Развивать связную речь дошкольников

– Уметь рассказывать знакомые сказки.

– Воспитывать интерес к художественной литературе.

– Активизировать речь, обогащать словарный запас детей.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

– Закреплять у детей жанры.

– Открыть новые возможности книги.

– Формировать бережное отношение к книге, необходимость бережного использования книги,памятка «Правила пользования книгой»

– Активизировать личностную позицию ребенка.

Развивать умение придерживаться игровых правил в дидактических играх.

– Воспитывать толерантное отношение друг к другу, желание помочь.

– Формировать навыки правильного поведения при проведении физкультминуток.

– Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

– Продолжать развивать подвижность артикуляционною аппарата, расширять звуковысотный диапазон.

– Воспитывать у детей интерес к пению.

Оборудование и наглядные материалы:

Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных).

Сказочная карта с подсказками. Книги со сказками. Мнемотаблицы.

Портреты детских писателей. Воздушный шарик от Василисы Прекрасной. Звукозаписи (сказочная музыка).

Воспитатель и дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Дети садятся на места.

Воспитатель:

Что такое, подскажите,

Там игрушки не сидят.

Книги выстроились в ряд,

Ждут читающих ребят.

Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека, книжный магазин.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Я считаю. (я думаю., мне кажется., по-моему.)

что это — библиотека (книжный магазин, потому что, во-первых,

там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет,

в-третьих, туда ходят те, кто умеет (любит) читать.

Поэтому, это — библиотека (книжный магазин).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: У нас в группе тоже есть маленькая библиотека (выставка). В ней находятся разные книги.

С какими вы знакомы?

Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.

Воспитатель: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель зачитывает отрывок, дети определяют жанр)

Голос воспитателя выражает специфику жанра.

1. Люблюгрозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвятся и играя,

Грохочет в небе голубом (стихотворение).

Воспитатель: Докажите, пожалуйста, свой ответ.

Дети:

2. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой.

Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. (рассказ).

Воспитатель: Объясните, почему вы так решили?

Дети:

Рассказ - это небольшое литературное произведение. В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии. Ведь в отличие от детских сказок, детские рассказы обычно авторские произведения, которые рассказывают читателю о детях, об их родителях, о животных и об их хозяевах, о случаях, которые могли произойти на самом деле. Рассказы - это не выдуманные истории из жизни писателя, а правдивые истории.

3. Жил и-был и старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе :

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок, (сказка).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Сказкиначинаются с зачина (например, в некотором царстве. ; жили- были.) и заканчиваются словами (например, я там был, мед-пиво пил вот и сказке конец, а кто слушал молодец. или в колодце рыба Елец, вот и сказке конец). В сказке добро всегда побеждает зло. Сказка обязательно носит поучительный характер, чему-то учит. Герои сказок обычно обладают волшебством. В сказках могут разговаривать не только люди, но и животные, растения. Животные носят одежду.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Волшебные сказки. Народные сказки. Современные авторские сказки.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (да)

Я тоже, очень, люблю сказки. А вы знаете, что сказки были придуманы давным давно!Каждый народ придумывал свои сказки и рассказывал своим детям. Сказки дошли до наших дней. Некоторые сказки писал не один автор, а придумывал их народ. Они так и называются народными. Современные сказки сочиняли сказочники,, которых мы с вами знаем. Давайте вспомним их имена.

Дети:Г. х Андерсен. Ш. Перо П. Бажов, JI. Толстой, А. С. Пушкин,Льюис Керролл, Джанни Родари, Астрид Лингрен, Джонатан Сфивт,Редьярд Киплинг,Памела Треверс и т. д.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. У нас есть сказочная карта мира и мы узнаем в каких странах живут сказки.

Дидактическая игра «Сказочная карта мира»

Я вам буду читать отрывки из сказок, а вы должны угадать название и автора. Затем расположить портрет автора на карте (в какой стране проживал автор сказки)

1 .Жил старик со своею старухой У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке»)

2. Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком девочка.

- Вот и жена моему сынку! - сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

(Г. х Андерсен. Дюймовочка. (Дания)

3. Шел он, шел на северо-восток и все ел дыни, пока не пришел на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихорадки, как ему говорила птица коло-коло.

Надо вам сказать, милые мои, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты неугомонный слоненок никогда не видал крокодила и даже не знал, как он выглядит.

(Редьярд Киплинг Слонёнок Англия)

4. Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек.

Из книги с загадками выпадает конверт.

(Астрид Лингрен Малыш и Карлсон Швеция)

5. Это на окраину прибыл сам правитель со свитой Лимонов,

Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.

(Джани Родари Приключения Чиполино Италия)

6. Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо. (Харрис Джоэль Чандлер. Сказки дядюшки Римуса Смоляное чучелко Америка)

7. И пока сын пил из нее благостную влагу, мать тихо шептала: "Бемби". Она вскидывала голову, прядала ушами и чутко втягивала ноздрями воздух. Затем, успокоенная и счастливая, целовала своего ребенка.

- Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!

(Зальтен Феликс. Бемби. Австрия)

8. Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами.

Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда, Кролик на бегу говорил:

- Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю.

Но и это не показалось Алисе особенно странным.

(Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Англия)

9. У одного хозяина осел, который уж много лет сряду таскал да таскал кули на мельницу, да наконец-таки обессилел, и начал становиться к работе непригодным. Хозяин стал соображать, как бы его с корму долой сбыть; но осел вовремя заметил, что дело не к добру клонится, убежал от хозяина и направился по дороге в Бремен: там, мол, буду я городским музыкантом.

Братья Гримм Бременские уличные музыканты Германия)

10. В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - это веревка от дверного колокольчика. (Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)

11. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Ш. Перо Красная Шапочка- Франция)

Воспитатель: Молодцы,ребята, хорошо знаете сказки.

В группу влетает воздушный шарик с письмом.

Воспитатель: Смотрите к нам прилетел воздушный шарик. Письмо какое-то на нём! Ребята, давайте прочитаем, (читает) :

Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

Воспитатель: (Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).

Была у нас книга сказок. Непростая, волшебная. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные и перепутали все сказки. Помогите распутать сказки. Без вашей помощи нам не обойтись!

Сказка

Жили - были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю».Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает : «Не ешь меня, брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи : «По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в серединке Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке- золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

С низким поклоном, Василиса Премудрая.

Воспитатель: Да, непонятная получилась сказка. Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?

Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

Но сначала давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения)

Воспитатель: Ну, что ребята, начнём распутывать сказки. (Да)

Сначала давайте вспомним известные рифмованные сказочные выражения.

Дидактическая игра «Рифмы» с мячиком

Лиса —. (всему лесу краса)

Волк —. (зубами щелк)

Ежик —. (не головы, не ножек)

Мышка —. (норушка)

Волчок —. (серый бочок)

Сивка — Бурка —. (вещая каурка)

Волчище —. (серый хвостище)

Баба — Яга —. (костяная нога)

Коток —. (серый лобок)

Зайчишка —. (трусишка)

Конек —. (Горбунок)

Сорока-. (белобока).

Зайка —. (побегай-ка).

Лягушка —. (квакушка).

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно сказку

Читают и разбирают сказки, какой герой пришёл из какой сказки. Находят книги в своей библиотеке и мнемотаблицы к сказкам.

Воспитатель: Героев мы с вами отправили в свои сказки, книги нашли. Но В. П. писала про одну большую волшебную книгу. Где нам можно её взять? Дети: В магазине.

Воспитатель: Да, правильно. Предлагаю отправиться в магазин.

Песня про сказку Выставляется магазин Воспитатель: Вот наш магазин. Здравствуйте! Нам нужна волшебная книга сказок у вас есть такая?

Ребёнок консультант : Какие сказки должны быть в той книге?

Кто авторы сказок?

Какие главные герои сказок?

Есть у нас такая книга,

Я вам эту книгу подарю, если отгадаете загадки

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Отгадали. молодцы! Я дарю вам эту книгу.

Воспитатель: Спасибо большое! До свидания.

Ребята, теперь мы можем с вами сделать подарок Вас. Прек. У неё снова будет чудесная волшебная книга сказок. Мы сделаем для этой красивой книги красивую коробочку, сходим на почту и отправим посылку В. П.

Публикации по теме:

«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» в старшей группе. Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 90» Глинская Ирина Васильевна.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушку»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушку» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушка» Цель: развивать звуковую культуру речи; совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр МО «Алданский район».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказкам» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие». Виды детской.

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепление знание детей о русских народных сказках.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Программное содержание: Создание эмоционального положительного.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского». Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского». Цель: - Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие лягушонка по сказкам» Задачи: 1. Формировать умение пересказывать русскую народную сказку "Колобок" с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать.

КВН по сказкам в старшей, подготовит группе детского сада Конспект занятия «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы Звучит музыка КВН Костя: Друзья, сегодня нашу сцену предоставляем КВНу. Маша: Дорог у КВНа много, ну а у нашего одна дорога. Костя:У нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)
Опубликовано: 17 мая 2017 в 12:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД