Лариса Дроздова
Конспект НОД по познавательному развитию «Символы России» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей чувства любви к своей Родине и гражданско-патриотических чувств
Задачи:
-обучающая: закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России, познакомить детей с некоторыми неофициальными символами России (березка, медведь, ромашка, матрешка, расширять словарный запас;
- развивающая : развивать интерес к истории и культуре своей страны, развивать художественно-творческие способности детей; совершенствовать связную речь;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Символы России“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- воспитательная: воспитывать любовь к родине, гражданско-патриотические чувства, формировать уважительное отношение к государственным символам России, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Оборудование: политическая карта мира, флаг России, гербы разных стран, мультимедиа, сердечко, пазл «Ромашка», игрушка Матрешка, мольберты, магнитофон, записи гимна России, песни «Я гражданин России» Я. Перадзе, русской народной мелодии «Во поле береза стояла»
Предварительная работа: чтение русских писателей о Родине, рассматривание карт, иллюстраций, картин, флагов, гербов стран, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, разучивание стихов, песни «Я гражданин России» Я. Перадзе
Словарная работа: держава, скипетр, герб, гимн, Отчизна, Отечество, россияне, многонациональная, патриот
Ход НОД:
Дети входят, здороваются с гостями.
Воспитатель читает стихотворение под музыкальное сопровождение:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть Родина своя
(И. Мазнин)
Скажите, о чем это стихотворение?
(О том, что у всех есть родина). А что для вас значит слово родина? (Родина – это наши мама и папа, наша семья, это место, где мы родились, это наш родной город, страна, в которой мы живем, все в ней для нас родное). Родина у каждого человека одна. А как по-другому можно назвать Родину? (Отчизна, Отечество) Почему? (в ней живут наши отцы, жили наши деды и прадеды). А как называется наша с вами Родина?
Да, ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя.
Наша Родина – это великая страна. Обратите внимание на карту: ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на юг. Когда на западе нашей страны наступает ночь, и люди ложатся спать, на востоке начинается утро, когда на севере нашей страны идет снег, на юге – припекает солнце, люди купаются в море. Чтобы добраться с одного конца страны на другой, нужно ехать на поезде семь дней – целую неделю!
Вот какая большая наша страна! Много чудесных стран на земле, но для нас Россия – самая лучшая, потому что она наша Родина и мы гордимся ей и любим ее от всего сердца.
Ребята, у меня есть вот такое сердечко (демонстрирует). Я предлагаю вам наполнить его словами любви к нашей стране и гордости за нее.
Какими бы словами вы описали нашу страну? Какая она?
(сильная, бескрайняя, милая, родная, красивая, великая, чудесная, добрая, дорогая, любимая, единственная, огромная, миролюбивая, необъятная, крепкая, надежная, богатая, замечательная, могучая, неповторимая, дружелюбная, справедливая и т. д.)
Какие прекрасные слова вы сказали о нашей Родине – России. Я тоже положу туда свое слово: многонациональная.
Ведь в России живет много народов разных национальностей, у каждого народа есть свои обычаи, сказки, танцы, музыка. Но все они являются гражданами России и называются (россияне). И мы с вами тоже россияне.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Воспитатель:
Продолжим нашу беседу.
Россия – это государство. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы и мы – граждане своей страны, должны их знать и уважать. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн) Совершенно верно.
А что такое государственные символы? (Это условные знаки государства, по которым оно отличается от других государств).
Посмотрите на флаг России. (Слайд)
Кто мне назовет цвета Российского флага? А что означают эти цвета?
(Белый цвет – цвет мира и чистоты, наша страна миролюбивая, она ни кого не нападает;
синий - вера, верность, народ верен своей стране, защищает ее, красный - цвет силы, цвет крови, пролитой за Родину).
Как расположены полосы флага?
Где можно увидеть флаг страны? (над Кремлем, на государственных учреждениях, в дни государственных праздников, на самолетах, космических кораблях, на международных спортивных соревнованиях поднимают государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу). (Сопровождение слайд-шоу)
Воспитатель:
Во все времена отношение к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага. Рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу. Государственный флаг объединяет нас и в дни радости, и в минуты опасности.
Давайте послушаем стихотворение поэта Владимира Степанова о Российском флаге. А прочитает нам его Максим:
Три полоски флага - это неспроста.
Белая полоска- мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш Российский флаг.
Воспитатель:
А сейчас прошу подойти к мольбертам. Скажите, что это такое? (Гербы). Я хочу предложить вам задание: здесь представлены гербы разных стран. Попробуйте найти герб нашей страны.
Как вы догадались?
Дети рассказывают и показывают:
На красном щите расположен золотой двуглавый орел. В лапах орел держит скипетр и державу. Скипетр- это жезл, символ власти. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Слово «держава» означает могущество, то есть страна могучая.
Воспитатель: А что еще в этом гербе вам знакомо?
Дети:
На груди орла красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца-защитника Отечества. Он поражает змея копьем. Добро побеждает зло. Это герб Москвы – столицы нашей Родины.
Воспитатель: Почему на гербе нашей страны изображен именно орел? (Орел-это сильная, красивая, гордая птица. Поднятые крылья орла показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна).
А почему у орла две головы?
Дети:
Наша страна очень большая и головы орла смотрят одновременно на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
Воспитатель: Обо всем, что вы сейчас рассказали, написал стихотворение поэт В. Смирнов. Оно так и называется «Герб России», а прочитает нам его Алина.
Герб страны - орел двуглавый, гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла – щит красный, дорог всем– тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий и копье в руке блестит,
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.
Подтверждает герб старинный независимость страны,
Для народов всей России наши символы важны!
Воспитатель: О каком государственном символе мы еще не сказали? (О гимне).
Что такое гимн? (Торжественная песня). Да, это главная песня страны, в которой народ прославляет свою родину. Когда исполняется гимн? (На торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов). Каждый день, ровно в шесть часов утра, гимн можно услышать по главному российскому радио. С его исполнения начинается новый день страны.
Как нужно слушать гимн?
Дети:
При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. Слушают молча или подпевают.
Воспитатель: Да. такое поведение при исполнении гимна считается достойным.
Уважаемые дети! Уважаемые гости! Прошу всех встать. Исполняется гимн России.
(Звучит гимн России. Музыка Г. Александрова, сл. С. Михалкова)
Воспитатель:
Флаг, герб, гимн – это государственные символы России. Они объединяют жителей нашей страны. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине.
Но есть еще и неофициальные символы России. По ним узнают нашу страну в любом уголке мира. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня.
Для многих людей символом России является белоствольная березка, потому что таких берез, таких красивых березовых рощ нет больше нигде. (Сопровождение слайд-шоу) Поэтому многие поэты посвящали и посвящают этому дереву стихи. Вот послушайте:
Белоствольные березки - символ Родины моей.
Нету деревца другого сердцу русскому милей.
Изумрудная весною, а зимою – в серебре.
Машет веткой золотою всем детишкам в сентябре.
каждый листик, как сердечко. Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка ты березку посади.
(Инесса Агеева)
На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах.
Давайте и мы сейчас встанем в круг и поведем хоровод.
Исполняется хоровод «Во поле береза стояла».
Дети садятся на стулья.
Одним из символов России является лесной зверь. Отгадайте, какой?
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Да, отгадали, это медведь. Ребята, во многих других странах нашу страну сравнивают с медведем, как вы думаете, почему?
Дети:
Медведь – большое, сильное животное. Наша страна тоже большая и сильная)
Воспитатель:
Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он был символом двух Олимпиад, проходивших в нашей стране. (Слайды) Во многих русских сказках один из главных героев – медведь.
Назовите эти сказки («Маша и медведь», «Три медведя», «Вершки и корешки», «Теремок). В сказках медведь предстает добродушным, простоватым, неуклюжим, в то же время справедливым.
Медведь – главный зверь в наших лесах.
В народе его называют ласково - Мишутка, Мишка косолапый или уважительно - Медведюшка - батюшка, дядя Миша, Хозяин.
Но таков он, если его не задирать, не дразнить.
А задирать Медведя не стоит. Он способен вмиг стать ловким, быстрым, обладающим неимоверной мощью и силой зверем, умеющим постоять за себя.
Так и наша страна. Народ у нас гостеприимный, миролюбивый, но если нападет враг, мигом объединяется и дает отпор любому неприятелю!
Медведь – символ России! Не зря мудрые люди советовали разным захватчикам не трогать, не задирать, не пытаться захватить Россию. Это всегда плохо кончалось для захватчиков.
Воспитатель:
Еще одним символом России является цветок. А какой, вы узнаете, когда соберете пазл.
Проводится игра «Собери цветок» (ромашка)
После игры дети садятся на стулья.
(Слайды с видами ромашки, ромашкового поля, девушек в венках из ромашки, символа «Дня семьи, любви и верности»).
Ромашку во все века почитали на Руси – собирали в букеты, дарили близким. Девушки плели венки из ромашек и гадали: «любит – не любит», «сбудется – не сбудется». В нашей стране есть праздник «День семьи, любви и верности», символом которого является ромашка.
А еще символом России является игрушка. К нам приезжает много гостей из разных стран, а когда уезжают, увозят эту игрушку с собой в качестве сувенира на память о России. Как вы думаете, какая это игрушка? Отгадайте загадку:
Покорил весь божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку
Кукла яркая (матрешка).
Воспитатель демонстрирует матрешку.
Эта детская игрушка хорошо известна всему свету. А мы гордимся тем, что Матрешку впервые изготовили именно в нашем городе. Помните, кто ее изготовил? (токарь Звездочкин и художник Малютин).
Ребята, когда люди уезжают куда-то далеко, они вспоминают не только красавицу-Матрешку, белоствольную березку, ромашку, но еще и свой родной дом, свой родной город. А как называется наш город?
Вот и подошла к концу наша беседа о России - нашей прекрасной, любимой, единственной и неповторимой Родине.
Скажите, какие чувства вы испытывали сегодня, когда говорили о России? Люди, которые так любят свою страну, гордятся ей, называются патриотами.
Вам здесь жить, делать нашу страну еще сильнее, красивее и богаче. Я надеюсь, что когда вы вырастете, то станете достойными гражданами нашей великой страны, настоящими патриотами.
Исполняется песня «Я гражданин России» Я. Перадзе
Источники:
1. Алешина Н. В. Ознакомление с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. -М. :Учебный центр «Перспектива», 2008
2. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. Моя страна – Россия. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. -М. :Просвещение,2001.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России». –М. : Издательство «Скрипторий»,2003
4. ЛогиноваЛ. В. Что может герб нам рассказать. (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. – М. : Издательство «Скрипторий» 2003
5. Ривина Е. К. Государственные символы России. – М. : Аркти,2009 (Растем гражданами и патриотами)