Елена Новикова
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Овощи. Какие они?» (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности : «Овощи. Какие они?»
Цель: уточнение представлений об овощах; подготовка к формированию умения составлять рассказ – описание о предмете по предложенному наглядно – графическому плану (мнемотаблице).
Задачи:
Образовательные
• способствовать формированию мотивации к обучению;
• продолжать формировать доступные виды обобщающих понятий (овощи, фрукты);
Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности „Овощи, Какие они?“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• обогащать активную речь относительными прилагательными;
Развивающие
• способствовать развитию психических процессов: логического мышления, зрительного внимания, слуховой памяти.
• способствовать развитию длительного направленного выдоха;
Воспитательные
• воспитывать активное произвольное внимание к речи: умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
• воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе: желание помочь, оказать поддержку.
Оборудование: маленькая корзинка, большая корзина с овощами и фруктами; отдельные символы для мнемотаблицы; цветные листы: красный, зеленый, желтый, оранжевый, белый; прозрачные силуэты овощей; цветные плоскостные изображения овощей; 2 магнитные доски с магнитами; видеоигра «Вершки – корешки», трехъярусная полка с овощами (по количеству детей, песочные часы, фишки с цифрами 1 и 2.
Предварительная работа:
• Организация выставки овощей (привлечь родителей).
• Чтение русской народной сказки «Вершки - корешки», рассказа «Дед Федот и его огород», пересказ и инсценировка русской народной сказки «Репка».
• Рассматривание набора иллюстраций «Овощи», «Овощи на вашем столе».
• Дидактические игры: «Про овощи», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Поварята», «Загадай-ка», «Вершки – корешки».
I Фаза: начало образовательного мероприятия.
Этап: инициация
Создание положительного эмоционального настроя.
Воспитатель обращается к детям, стоящим в кругу:
- Посмотрите, какую корзинку я принесла для вас: маленькая, легкая. Что можно в нее положить? Давайте положим в нее добрые пожелания: «Я желаю тебе, Аня, хорошего настроения». Передавайте корзинку с пожеланиями друг другу.
Когда корзинку передали по кругу педагогу: «Теперь корзинка стала тяжелой от ваших добрых пожеланий. Улыбнитесь, кому было приятно получать добрые пожелания»
Этап: погружение в тему.
Продолжать формировать доступные виды обобщающих понятий «овощи», «фрукты»; развитие зрительного внимания, слуховой памяти.
Показываю детям корзину с овощами и фруктами :
-Это подарки от нашего повара на выставку овощей. Принимаем подарок? (Пробуют поднять). Тяжелая корзина. Как переложить эти овощи на нашу выставку?
- Берите по одному и называйте. Например, огурец – это овощ. Будьте внимательны.
(В корзине находятся и фрукты).
-Кто заметил ошибку, нашел лишнее? (Уточнить, если дети затрудняются).
-Что осталось в корзине, почему их не взяли на выставку?
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Об овощах)
Этап: формирование ожиданий.
Способствовать формированию мотивации к обучению.
-Что вы хотите узнать про овощи? Свое желание вы можете обозначить символом. Выберите символ – обозначение и прикрепите к магнитной доске - «грядке».
Т. е. дети самостоятельно составляют графический план (мнемотаблицу) для последующего составления описательного рассказа.
После определения детьми своих желаний:
- Интересная «грядка» получилась. Как много вы хотите узнать про овощи.
Уточните, кто и что хочет узнать. (Показываю на каждый символ, дети комментируют) Получится ли у нас узнать все это? Положите овощ на верхнюю полку, кто уверен, что все у него получится; на среднюю, кто сомневается в своем успехе; на нижнюю, кто боится, что будет неуспешен. (Дети определяются с выбором и раскладывают овощи по полкам. Комментируют).
II фаза: работа над темой.
Этап: интерактивная лекция.
1.– Что сначала вы хотели узнать про овощи? (Указать на символ) – Название.
Ребята, вы сами перекладывали овощи на нашу выставку и называли их.
Вы смогли назвать все овощи из корзины? Значит, вы уже справились с этим заданием? Было легко или трудно? Что было трудно?
(Было трудно, но мы смогли справиться с этим заданием, помогали друг другу).
2. – Что еще вы хотели узнать про овощи? (Указать на символ) – Что готовят из овощей.
-Где мы сможем об этом поговорить? (Предложить детям подойти к выставке овощей).
Дидактическая игра «Какой сок?» Употребление относительных прилагательных.
– Зачем овощи нужны человеку? (Обратить внимание на полный ответ)
–Какие блюда из овощей вы знаете? (Обратить внимание на полный ответ)
– Назовите ваши любимые блюда из овощей? (Обратить внимание на полный ответ) (Улыбнитесь, кто назвал любимые овощные блюда)
– Правильно я понимаю: овощи можно кушать и сырыми, и вареными? А можно ли овощи пить? Как?
– Если выжать сок их моркови? Какой получится сок? (Морковный)
– из капусты - капустный,
– из свеклы – свекольный,
– из огурцов – огуречный,
– из тыквы – тыквенный
Из каких овощей готовят томатный сок? Как по – другому называют томат? (Помидор)
– сок из лука – луковый?
–Мы смогли узнать, какие блюда можно приготовить из овощей? Легко или трудно было? Что было трудно? (Мы справились с трудным заданием и у нас все получилось)
Этап: эмоциональная разрядка.
Дыхательная гимнастика. Развитие длительного направленного выдоха, подготовка к длительному речевому дыханию.
- Луковый сок трудно приготовить без слез. Ваши мамы, наверное, тоже плачут, когда готовят блюда из лука. Вы знаете, как им помочь?
-Я могу поделиться своим секретом: когда режешь или чистишь лук, нужно вдох и выдох делать через рот. Посмотрите. (Показ дыхательного упражнения). Дети повторяют не более 3 раз. Сегодня же вечером покажите это упражнение маме, чтобы она больше никогда не плакала от лука. Надеюсь, что этот способ пригодится вам в жизни.
Этап: проработка содержания темы.
3. Динамическая пауза. Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Узнавать и различать съедобную часть растения. Развитие логического мышления, памяти.
Правила игры: съедобную часть овощей, которая расположена над землей, обозначаем поднятой вверх рукой; под землей - опущенной вниз рукой.
Ход игры:
- Что еще вы хотели сегодня узнать про овощи? (Показать соответствующий символ) – Где находится съедобная часть у разных овощей. Как мы сможем это узнать?
– В этом нам поможет игра «Вершки – корешки». Как мы показывали съедобная часть у овощей в этой игре?
–Будьте внимательны, игра «Вершки – корешки» начинается.
–Что вы показывали в этой игре руками? Сложно определять съедобную часть овощей? Что именно было сложно?
(Нам было сложно, мы старались и у нас все получилось)
4. Дидактическая игра «Овощи. Какие они?» (У магнитной доски разложены бесцветные силуэты овощей. На доске закреплены цветные листы: красный, зеленый, оранжевый, желтый, белый. Нарисованы округлая и удлиненная формы. Магниты.)
Уточнить, что еще дети хотели узнать про овощи (Подойти к мнемотаблице и посмотреть следующий символ) – цвет, форма овощей. - Как это можно узнать?
– Подойдите к мольберту с цветными листами. Повернитесь к листам глазами, кто знает эти цвета и спиной, кто не знает или забыл. (Уточнить цвета, если дети сомневаются).
Задание для первой группы : распределить силуэты овощей на цветных листах, какого цвета могут быть разные овощи.
– Вторая группа распределяет овощи по форме : округлая и удлиненная. Крепить силуэты овощей можно магнитами. Распределитесь по группам с помощью фишек : 1 и 2. Задание выполняется, пока сыплется песок в песочных часах. (Затем группы детей меняются местами и проверяют выполнение задания друг у друга).
– Мы смогли обозначить все предложенные овощи по цвету и форме? Вам легко или сложно было обозначать овощи по цвету и форме? Что именно было сложно?
(Было сложно, но мы смогли это сделать.)
5.–Что еще вы хотели сегодня узнать про овощи? (Показать соответствующий символ)
– Размер овощей. Как это можно узнать? (Предложить подойти к выставке овощей)
– Овощи одинаковые по размеру? Крупные, большие по размеру овощи 1 группа переложит в большую корзину, мелкие, маленькие по размеру – 2 группа – в меньшую корзину. Задание выполняется, пока сыплется песок в песочных часах. (Затем группы меняются местами и проверяют друг друга)
Метод «Ромашка Блума»
– Как назвать одним словом, о чем мы на занятии говорили?
– Правильно ли я поняла, что они разные? Как именно? (Если детям трудно, подойти к мнемотаблице)
– Как люди используют овощи?
– Хорошо или плохо, что мы кушаем овощи?
– Что будет, если исчезнут все овощи?
III фаза: завершение образовательного мероприятия.
Этап: рефлексия.
Что мы хотели сегодня узнать?
– Как мы это узнавали?
– Кому трудно было это делать? Что тебе помогло?
– Что было интересней всего делать и узнавать? Обозначьте фишкой – магнитом.
Этап: подведение итога.
– В начале занятия, вы разложили овощи на три полочки. Оставьте ваш овощ или переложите его на верхнюю полку, если у вас все отлично получилось; на среднюю, если что – то не получилось; на нижнюю – было очень трудно и не получилось.
–Мы узнали сегодня много интересного про овощи, смогли справиться со всеми заданиями. С каким настроением заканчиваем занятие?