Бояркина Лариса Витальевна
Конспект НОД учителя-логопеда «Проделки Снежной королевы» с использованием технологии «Дидактический синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Тема. Проделки Снежной Королевы
Цель. Развитие связной речи посредством составления дидактического синквейна.
Задачи
Образовательные:
- продолжать формировать умение составлять синквейн, опираясь на схему;
- активизировать и обогащать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы»;
- закреплять понятия «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак»;
- продолжать формировать навык построения предложений;
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Игры, дидактические пособия
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
- развивать координацию речи и движений, память, внимание, воображение
Воспитательные:
- воспитывать желание помочь друг другу, доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: елка из фетра с липучками, фигурки птиц на липучках, видеозапись обращения Снежной Королевы, карта для поиска заданий, треугольники с символами для составления синквейнов, шкатулка, ящик-песочница, массажный мячик, игрушки на липучках для украшения елки, открытки для составления синквейнов.
Ход НОД
1. Организационный момент. (Создание психологического настроя и игровой мотивации.)
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите, какими добрыми, веселыми глазами они на вас смотрят.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
- Сегодня ко мне на электронную почту пришло необычное письмо. Хотите и вы его послушать? (Да)
На экране компьютера появляется изображение, и звучит текст:
«Я Снежная Королева – повелительница снегопадов, метелей и вьюг. Я все слова превратила в ледяные осколки и разбросала их. Скоро люди не смогут общаться друг с другом. Если только захочу, и вас в ледышки превращу. Но открою тайну: собрать слова вместе поможет необычное стихотворение, если вы пройдете все мои трудные испытания. Высылаю вам карту испытаний. Но я уверена, что вы не справитесь. Ха-ха-ха!»
Введение в тему. (Актуализация знаний)
- Ребята, вы готовы пройти испытания Снежной Королевы?
- Как вы думаете, про какое необычное стихотворение она говорила? (Это синквейн.)
- Что такое синквейн? (Это стихотворение без рифмы)
- Сколько строк в синквейне? (5 строк). Значит, если вы пройдете все испытания и составите синквейны, Снежная Королева расколдует слова.
- А все расколдованные слова мы будем собирать в эту шкатулку.
Слова-предметы
- Вот и карта. Давайте посмотрим, где искать первое испытание Снежной Королевы. (Около цифры 1 нарисована елка. Дети подходят к елке из фетра, к которой прикреплены изображения зимующих птицы.)
- Снежная Королева разморозит некоторые слова, если справитесь с ее вопросами. Назовите, кто прилетел на елку. (На елку прилетели снегирь, синица, ворона, воробей, сорока, клест, дятел, сова, голубь.) Логопед за каждое названное слово выдает треугольник с символом слов-предметов, дети кладут их в шкатулку.
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто это) Как называются такие слова? (Слова-предметы). Назовите, какие слова-предметы отвечают на вопрос что это? (Елка, снежинки, шишка, снег)
- Молодцы! Вы собрали слова-предметы.
- Почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не улетают в теплые края, потому что находят себе еду у нас.)
- Можем ли мы помочь птицам пережить суровую зиму? Как? (Да. Мы можем развесить кормушки для птиц и насыпать туда корм.)
- Давайте и мы подойдем к нашей кормушке и накормим птиц.
Пальчиковая игра в песочнице «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сало дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны
Ешьте макароны.
(Загребать песок пальцами.
Режущие движения по песку.
Пальцы щепоткой, сыпать песок.
Набирать песок в кулачки поочередно.
Рисовать указательными пальцами длинные полоски.)
Слова-признаки
Игра «Снежный ком»
- Посмотрим на карте, где находится второе испытание Снежной Королевы. (Рядом с цифрой 2 нарисована схема предлога «в» и ваза. Дети ищут вазу и достают из нее массажный мячик в виде снежка и символы слов-признаков.)
- Это снежный комочек, который вы будете передавать друг другу и называть признаки птиц. Первый человек называет слово, второй – повторяет его и называет свое и т. д. по цепочке. (Логопед кладет треугольники с символом слов-признаков в шкатулку.)
Игра «Назови одним словом» (Образование сложных прилагательных)
- Давайте еще добавим слова-признаки в нашу шкатулку:
У снегиря красная грудка, значит, он какой? – Красногрудый.
У вороны черные крылья – чернокрылая.
У совы большие глаза – большеглазая.
У сороки длинный хвост – длиннохвостая.
У воробья быстрые ноги – быстроногий.
У дятла длинный клюв – длинноклювый.
- Какие слова вы расколдовали? (Слова-признаки)
- Посмотрим следующее задание Снежной Королевы. (Рядом с цифрой 3 схема предлога «под» и стол. Там конверт с символами слов-действий.)
Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Позвала Снежная Королева своих помощников:
Вьюга громко завывает: «У-у-у-у.»
Мороз трещит: «Щ-щ-щ-щ…»
Ветер свистит: «С-с-с-с-с…»
Сосны шумят: «Ш-ш-ш-ш…»
Вьюга затихает: «У-у-у-у…»
Слова-действия
- Какие слова-действия вы услышали? (Шумят, свистит, завывает, трещит, затихает). Логопед кладет треугольники с символами слов-действий в шкатулку.
- А как птицы подают голос? (Сорока стрекочет, ворона каркает, голубь воркует, воробей чирикает, сова ухает, синица тенькает.) Добавляются символы слов-действий в шкатулку.
- Что же умеют делать снегири?
Координация речи с движением «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
- За метелью, за метелью!
(Н. Нищева)
(4 хлопка руками по бокам
4 наклона головы
на первое слово частые потряхивания руками, на второе - 1хлопок по бокам
4 поворота головы
машут руками на месте
разлетаются по комнате)
- Посмотрим следующее задание на карте. (Рядом с цифрой 4 символ предлога «на» и шкаф.)
Игра «Почини предложение»
- Снежная Королева хочет помешать вам составить синквейн. Она все слова в предложениях перепутала. Сможете ли вы починить предложения? Проходите в мастерскую.
- Кормить, птицы, дети. (Дети кормят птиц.) Составьте схему предложения из треугольников с обозначением схемы предложения. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? (Дети) Второе слово? (Кормят) Третье? (Птиц).
- Сделайте схему предложения из четырех слов. Измените наше предложение так, чтобы оно подходило к схеме. (Дети кормят птиц семечками. Дети кормят зимующих птиц.)
Составление синквейнов о птицах
- Ребята, вы прошли все испытания Снежной Королевы, в нашей шкатулке накоплено много слов. Осталось выполнить ее последнее условие: составить синквейн, в котором все слова соберутся вместе. Согласны?
- Выберите себе на елке любую птицу, возьмите из шкатулки нужные для составления синквейна обозначения слов и приступайте к работе. (Дети составляют синквейны о птицах, рассказывают их, помогают друг другу.)
Итог
- Ребята, вы как настоящие писатели, сочинили прекрасные синквейны, собрали все слова вместе.
- А для чего мы собирали слова в нашу шкатулку?
- Что помогли сделать ваши синквейны?
Снежной Королеве пришлось разморозить все слова нашего богатого и красивого русского языка.
- Что оказалось самым трудным?
- Вас ждет сюрприз. Наша лесная красавица превратилась в новогоднюю елку и приготовила для вас подарки. Это открытки с изображением новогодних героев и елочных игрушек. Попробуйте дома своих родителей научить составлять синквейны. Пусть они их запишут на этой открытке, а потом в детском саду вы расскажете, что получилось.