Елена Лобанова
Конспект НОД «Звуки [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
ТЕМА. Звуки Л-Л’
Цель. Дифференциация звуков Л-Л’
Задачи.
Коррекционно – образовательные:
- закрепить навыки чёткого произношения и дифференциации звуков [ л – л’ ] в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в определении позиции звуков [ л – л’ ] в словах (начало слова, середина слова, конец слова);
- упражнять в слогоделении;
- упражнять звукослоговому анализу слов;
- упражнять в составлении предложений с предлогами;
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Звуки [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать память, логическое мышление;
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать умение работать в коллективе;
ОБОРУДОВАНИЕ
-Компьютер, интерактивная доска;
-символы звуков;
-мяч;
-различные карточки с картинками со звуками [л – л’];
-схемы для определения места звука в слове
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, как много сегодня в нашем зале гостей.
-Здравствуйте! (вдруг звонит телефон).
-Наверное ещё гости. (на экране появляется Золушка).
-Здравствуйте,ребята! Вы меня узнали? (да. Золушка)
-Да, я – Золушка. Я для вас вырастила красивые цветы. Но злая волшебница их заколдовала и они исчезли. Если вы правильно выполните все задания, то цветочки расколдуются и опять будут расти на моей клумбе.
-Помогите расколдовать цветы.
-Конечно, поможем.
-А какие цветы заколдовала злая волшебница, мы сейчас узнаем.
-Подойдите к доске. Называем картинки. (жёлудь, пенал, луна, яблоко).
-Какой один и тот же звук слышится в этих словах? [л].
-В названии какого цветка есть этот звук? (дети называют). Ландыш.
-А теперь называем другие картинки. (листья, лиса, лента, соль).
-Какой один и тот же звук слышится в этих словах? [л’].
-В названии какого цветка есть этот звук? (Дети называют). Тюльпан.
-Вот мы и узнали, какие цветы заколдовала злая волшебница. Но нам их надо вернуть на клумбу.
2. Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
-Звук Л и звук Л’. Чем эти звуки похожи? Чем отличаются?
(Дети дают характеристику звуков).
3. Дифференциация звуков.
--На слуховом уровне - выделение звуков [Л-Л’] из ряда звуков, слогов, слов
Играем в игру «Отгадай звук».
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Кулачками постучим,
Отвернёмся и молчим. (дети отворачиваются).
На звук Л – хлопнуть, на звук Л’ – топнуть.
-в изолированных звуках – а, о, л, л’.
-в слогах – ла, ли, ро, ал, то, уль,ле,ыл.
-в словах – лимон, лапа, колбаса, моль, бутылка.
Играем в игру «Звуковой мячик». Встали полукругом.
Называем слоги наоборот.
ЛА – ЛЯ, ЛЫ – ЛИ, ЛО – ЛЁ, ЛУ – ЛЮ.
ЛЯ – ЛА, ЛИ – ЛЫ, ЛЁ – ЛО, ЛЮ – ЛУ.
-Присаживайтесь на свои места. Вы правильно выполнили задания и некоторые цветы расколдовались. (раздаю цветы детям).
-Выполняем следующее задание.
Игра «Звуковые песенки». Выкладываем звуковые песенки и дополняем их до слова.
ЛА – лапа, лампочка, лак, (дети называют слова)
ЛУ – лупа, лук, луна, луч,. (дети называют слова)
ЛИ – липа, лимон, лицо (дети называют слова)
--Определение места звука в словах с опорой на картинку.
Играем в игру «Определи место звука в слове». Определяем, где слышится в слове звук Л. (лодка, стол, балалайка, колокол).
А теперь слова со звуком Л’. (лимонад, соль, клей).
(детям работают со схемами слов)
-Надо выполнить нам следующее задание.
Игра «Посели слова в домики».
-На столах у вас зелёные карточки с картинками. Надо определить количество слогов в названии этих картинок и правильно разложить по домикам.
(моль, ложка, лось, самолёт, медаль).
(Дети выходят из-за столов и раскладывают картинки по домикам)
-Молодцы. Расколдовали ещё цветочки. (раздаю цветы детям).
Физминутка.
Надо нам немножко отдохнуть. Поиграем в игру «Цветы».
На лужайке поутру Раз, два, три, четыре
Мы затеяли игру. Раздвигайте круг пошире.
Я – тюльпанчик, ландыш – ты, А теперь мы ручейки
Вот какие мы цветы. Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять,
Будем мы в цветы играть.
Я – тюльпанчик, ландыш – ты,
Вот какие мы цветы.
4. Работа со словами, составление схем слов.
-Расколдовываем дальше цветочки.
На доске картинки. Если в названии картинки слышится звук Л – обвести её синим фломастером, а если звук Л’ –обвести зелёным фломастером.
(дети выходят к доске и обводят картинки)
Играем в игру «Отгадай слово».
-Надо в слове заменить звук Л на звук Л’. Если правильно назовёте слово, оно появится на доске.
ЛУК – ЛЮК УГОЛ - УГОЛЬ
ФЛАГИ – ФЛЯГИ МЕЛ – МЕЛЬ
(на интерактивной доске появляются картинки)
У каждого на столе жёлтая карточка с картинкой. И вам надо составить схему этого слова. (ЛИСТ, ЛУК, ЛЕС, СЛОН, СОЛЬ.)
(дети составляют схему слова при помощи условных обозначений звуков)
5. Работа с предложением.
Нам нужно выполнить ещё одно задание, которое называется «Составь правильно предложение». Если предложение будет составлено правильно, на доске появится картинка.
И играем в игру «Полянка», где вы должны определить количество слов в предложении.
ГУЛЯЛА, БОЛЬШОГО, ДОМА, СОБАКА, ОКОЛО --
СОБАКА ГУЛЯЛА ОКОЛО БОЛЬШОГО ДОМА. – 5 СЛОВ
ПОЯВИЛИСЬ, ПОЛЯНЕ, ЛАНДЫШИ, НА --
НА ПОЛЯНЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛАНДЫШИ. – 4 СЛОВА
ЗЛОЙ, В, ЖИВЁТ,ВОЛК, ЛЕСУ --
В ЛЕСУ ЖИВЁТ ЗЛОЙ ВОЛК. – 5 СЛОВ
КУКЛЫ, СШИЛА, ДЛЯ, ПЛАТЬЕ, ЛЕНА --
ЛЕНА СШИЛА ДЛЯ КУКЛЫ ПЛАТЬЕ. – 5 СЛОВ
6. Подведение итогов.
-Молодцы. Вот мы с вами и расколдовали все цветы. (раздаю цветы детям). -Теперь рассадим тюльпаны и ландыши на клумбу.
(дети подходят к доске и выкладывают цветы на клумбу).
(Появляется Золушка с цветами на клумбе и говорит) :
-«Спасибо, ребята. Расколдовали все мои цветочки.
-И пусть каждый из вас возьмёт себе на память любой цветок». (каждый ребёнок берёт себе один цветок).