Любовь Паштанова
Конспект НОД «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей знания, умения и навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Совершенствовать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательность, правдивость, вежливость.
- Развивать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).
Публикация «Конспект НОД „Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами.
- Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественного произведения, оценке поступков литературных героев через рассуждения, сравнения.
- Продолжать воспитывать культуру общения : приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы о вежливости, использование речевых ситуаций и поведений, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций: «Я и мое поведение», разучивание стихов о вежливости, дидактические игры «Комплементы», «Добрый - злой» и т д.
Материалы и оборудование: декорация леса, ноутбук, магнитная доска, аудиозаписи, шкатулка, «волшебный зонт», «клубок вежливых слов», светомузыка, ордена вежливости на каждого ребенка.
Ход: Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал
Воспитатель : - ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Ребенок: - Гости дорогие, важные такие
В зале здесь у нас сидят, строго так на всех глядят.
Ребенок: - И не строго, а с улыбкой, очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами, чем ответим?
Все: - Добротой.
Воспитатель : - Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Дети: - Доброе утро!
Воспитатель : - Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки берёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети берутся за руки) - Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту. Садитесь на стульчики. Сегодня мы отправимся в страну Вежливости. Это необыкновенная страна. Там живут вежливые и благородные жители. Но прежде, чем отправиться туда мы должны выполнить задания, но выполнять их надо тогда, когда я назову «вежливые слова».
Игра «Не ошибись, пожалуйста».
- Пожалуйста, встаньте.
- Пожалуйста, поприседайте.
- Похлопайте в ладоши.
- Будьте добры, поднимите руки вверх.
- Опустите.
- Опустите, пожалуйста!
- Пожалуйста, поморгайте
- Будьте любезны, попрыгайте на одной ножке
- Пожалуйста, наклонитесь вперед.
- Очень вас прошу, встаньте прямо.
- Пожалуйста, погладьте себя по голове.
- Садитесь.
- Садитесь, пожалуйста. Молодцы, все справились с заданием
- А теперь я приглашаю вас в путешествие! Вставайте дружно под мой волшебный, летающий зонт, закрыли глаза и мы отправляемся в путешествие! Полетели, полетели…и приземлились. Звучит музыка. Открывается занавес, декорация леса. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : - Какое несчастье! Что-то случилось с моим волшебным летающим зонтом! Где это мы очутились? Неужели в лесу Невежливости? Вот и грибы сорваны, и ветки сломаны, и какие-то вещи разбросаны. Кажется здесь кто-то есть…
(Оглядывается по сторонам и садится на пенек)
Звучит быстрая музыка. Появляется Баба-Яга.
Баба Я. : А ну-ка подвинься! Ишь, расселась! (садится рядом с воспитателем)
Баба Я. (детям) : Чего вы тут на меня глаза таращите? Это я, Баба- Яга!
Воспитатель : - Какая ты, Баба-Яга невежливая!
Баба Я. : А что это значит быть вежливым?
Воспитатель : - Ребята, объясните Бабе-Яге, что значит быть вежливым.
Дети:
- Значит, быть внимательным к другим людям
- Говорить вежливые слова
- Заботится о близких тебе людях
- Уступать дорогу, когда идешь навстречу
- Уступать место девочкам и взрослым людям
- Благодарить за помощь
- Не грубить, не дразниться
- Стараться делать приятное для других.
Воспитатель : - Баба-Яга, а ты знаешь слова вежливости?
Баба Я. :- Конечно знаю!
Воспитатель : - А это мы сейчас проверим! Вставайте в круг и будем играть в игру «Катись клубок». Я достаю свой волшебный клубочек ниток, этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только, чур, не повторяться!
Игра «Катись клубок».
Дети: - Здравствуйте, Рад вас видеть, Приветствую вас, Добрый день, Позвольте, Благодарю, Спасибо, Пожалуйста, До свидания, Всего доброго, Извините, Будьте добры и т. д. Дети играют, Баба-Яга повторяет слова за детьми и путается.
Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием! Теперь наши вежливые слова прикрепились к ниточке, и сейчас я смотаю ниточку в клубок. И если вдруг мы забудем слова вежливости, мы снова размотаем клубок. А вот Баба-Яга не справилась с заданием!
Баба-Яга: - Ух, вы какие! Как же я на вас рассердилась!
Воспитатель : - (детям) : Что же нам делать? Как же её задобрить? Кажется, придумала! Мы посадим Бабу-Ягу на волшебный стульчик и будем говорить ей комплименты.
Д/ и «Комплименты».
Баба Я. садится в центр на «волшебный стул», дети говорят ей добрые, ласковые слова, комплименты.
Баба Я. : - Ух, хорошо – то как! Спасибо вам за ваши слова! Скажите мне, пожалуйста, куда вы летели?
Воспитатель : - Мы летели в страну Вежливости!
Баба-Яга: - Я буду вам очень признательна, если вы разрешите мне лететь с вами.
Воспитатель : - Ну и чудеса происходят! Бабу-Ягу даже не узнать, такая она вежливая стала! Ребята, вы согласны взять Бабу-Ягу с собой?
Ответы детей.
Воспитатель : - Скорее занимайте места под моим волшебным зонтом, и мы отправляемся в путь!
Звучит музыка. Занавес закрывается.
Воспитатель : - Вот мы и прилетели в страну Вежливости. В этой стране все очень воспитанные и вежливые. Здесь повсюду растут цветы. Даже собаки стесняются тут слишком громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют здесь драться. А вот и жители этой страны.
Выходит девочка, петушок и птичка. Драматизация сказки.
Воспитатель : - Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.
Девочка: - Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!
Птичка: - Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!
Петушок: - А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка: - Но я же сегодня сказала «здравствуй!»
Петушок: - Ну и что! У меня еще вчерашнее не закончилось!
Девочка: - Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок: - Почему? Я не хочу, чтобы она болела.
Девочка: - А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» — это значит будь здоров, не болей
Петушок: - А ты тоже птица не очень вежлива.
Птичка: - Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Девочка: - А как ты зовешь петушка?
Птичка: - Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка: - Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.
Петушок: - Прости меня, синичка! Я буду всегда здороваться.
Птичка: - И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.
Воспитатель : - Как хорошо закончилась эта история!
Вопросы к детям:
-Как вы думаете правильно ли вели себя герои этого сказки?
- Что было неправильным в их поведении?
- Как бы вы повели себя в этой ситуации?
- Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу? (Ответы).
Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. А теперь, когда все помирились, давайте потанцуем.
Танец «У тебя, у меня».
Воспитатель : - Ребята, а вы любите сказки? (да) Все вы знаете, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые. И сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Добрый - злой». Я буду называть героя сказок, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками. И кто из вас внимательный поймем!
-Дюймовочка, Гуси лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Мальчик с пальчик, Бармалей, Доктор Айболит, Муха-цокотуха, Тараканище, Белоснежка, Мачеха, Буратино, Карабас- Барабас, Змей-Горыныч, Кот Леопольд (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).
Игра «Добрый – злой».
Ну что, Баба-Яга, понравилось тебе в стране Вежливости?
Баба Я: - Теперь я должна вернуться в свой лес, и навести там порядок.
Воспитатель : - Подожди! Не спеши, милая Баба-Яга, ребята приготовили для тебя сюрприз! Мы приглашаем тебя послушать красивые стихи.
Стихи
1. Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.
2. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться :
-Доброе утро!- солнцу и птицам.
-Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
3. -Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день!- ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
4. Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится.
У того кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
5. Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
6. «Будьте добры» или «будьте любезны»
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
7. Есть множество слов, самых разных на свете,
Но эти знакомы и взрослым, и детям…
«Спасибо», «пожалуйста», «доброе утро»,
«Хорошего дня», - говорим мы кому-то…
«Простите», - мы скажем, когда провинимся,
Когда слишком сильно мы вдруг расшалимся…
А вечером скажем друзьям «Доброй ночи»,
И маме шепнем: «Я люблю тебя… очень»…
8. Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
9. Четыре волшебных слова –этикета основа.
Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:
Здравствуйте, извините, пожалуйста и спасибо.
Если кто плохое слово произнёс – не повторяй,
Ты его не слышал,слово -ЭТИКЕТ на забывай!
Баба Яга: - Как приятно у вас ребята, много вы знаете вежливых слов и умеете ими пользоваться!
Теперь я тоже буду вежливой, ласковой и доброй. Пойду-ка я Кощею, Кикиморе и Лешему урок ваш расскажу, их тоже надо научить быть вежливыми и добрыми. Прощается со всеми: «До свидания, будьте здоровы, спасибо за все, всех люблю и уважаю!» (под музыку убегает)
Воспитатель : - Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь! — Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже такими же, и каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достает из шкатулки и вручает каждому ребенку). А нашим дорогим гостям мы на память подарим грамоты с вашими добрыми, теплыми ладошками. (дети дарят)
Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад! Давайте попрощаемся с гостями.
До свидания! Становись под мой волшебный летающий зонт и полетели! Звучит музыка, гаснет свет, дети покидают комнату.