наталья шмидт
Конспект НОД «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам).
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания детей о библиотеке, русских народных сказок;
• дать представления об изготовлении шерстяных нитей;
• закреплять умения способам получения новых цветов красок (оранжевый, зеленый, коричневый) путем смешивания основных цветов (гуаши);
• обогащать словарный запас детей прилагательными, однокоренными словами к слову «снег»;
• учить детей составлять мнемодорожку к стихотворению, заучивать его, опираясь на схематические зарисовки.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Развивающие:
• развивать навыки зрительно – пространственной ориентировки;
• развивать познавательную активность детей
• способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно – следственных связей);
• развивать навыки сотрудничества;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественной литературе,бережное отношение к книгам;
• воспитывать дружелюбия друг к другу, объединение детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шуршуля, я хранительница детской библиотеки. А вы догадались почему меня так называют? (ответы детей) (шуршит платьем) (Да, потому что я шуршу как странички книг). - Потрогайте меня.
2. Игра на сближение «Я хочу с тобой дружить» :
-А как зовут вас? Давайте познакомимся.
-Я сейчас научу вас игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обмотаете нитку вокруг пальца и передадите тому, кому захотите. Передавая клубок, нужно сказать волшебные слова :
Буду так я говорить:
-Я хочу с тобой дружить!»
-«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем…»
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
-Я хочу с вами дружить!»
3. Беседа с детьми о библиотеке:
-А вы знаете, что такое библиотека? (библиотека это место, где живут книги, туда приходят дети и взрослые, чтобы взять книги домой или читать прямо в библиотеке в читальном зале). (показывает слайды с библиотекой).
Да, ребята, библиотека, это удивительный мир, где перелистывая страницы книг можно отправиться в путешествие в любой уголок земли, представить себя любым героем: мальчики могут стать храбрыми рыцарями, сильными богатырями; девочки – прелестными принцессами, трудолюбивыми хозяюшками.
- Ребята, а вы были в библиотеке? Зачем вы туда ходили? Какие книги вы там видели? (ответы детей) (Да, ребята, в библиотеке на стеллажах много разных книг).
-А какие книги вы любите слушать или читать? (ответы детей). В библиотеке на стеллажах есть книги с рассказами, стихами, пословицами и даже с загадками.
-А чем отличается сказка от рассказа? (в сказке происходит волшебство, которого не бывает в жизни).
-А кто пишет сказки? (ответы детей). - Сказки пишут авторы, а еще сказки сочинял народ, поэтому они называются русские народные.
4. Проблемная ситуация:
- Ко мне в библиотеку тоже приходят дети из школ и детских садов, и мы с ними путешествуем в мир сказок, знакомимся с ними с помощью этой волшебной книги.
- Но однажды к нам в библиотеку пришел мальчик, который не умеет обращаться с книгами. Он без спроса взял мою волшебную книгу и порвал обложку. Она потеряла свою волшебную силу и не открывается. Теперь я не могу знакомить детей со сказками, путешествовать в этом волшебном мире. Что же теперь делать? (ответы детей)
5. Постановка игровой задачи:
- Помогите мне, пожалуйста, обложку книги восстановить и вернуть ей волшебную силу. А для этого нам надо отправиться в сказки, которые живут в этой книге и попросить у героев этих сказок части обложки для книги. Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова (звучит волшебная музыка) :
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Отправляемся друзья,
В чудо – сказку вы и я.
(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «По щучьему велению»)
(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Царевна - лягушка»)
6. Беседа по сказке «Царевна - лягушка» :
Вы узнали эту сказку? Кто герои этой сказки? Какое волшебство происходило в этой сказке? (ответы детей). Может Василиса Премудрая нам даст часть обложки для книги? Давайте вспомним, какие задания нужно было выполнить Василисе Премудрой по приказу царя? (сшить рубаху, испечь каравай, соткать ковер).
7. Экспериментальная деятельность, опыт «Дружба красок».
- Да, ребята, вы все верно сказали, Василиса Премудрая сшила самую красивую рубаху для царя, испекла самый вкусный каравай. Но когда царь дал задание соткать ковер, она не смогла его закончить. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Да, ребята, у Василисы Премудрой не хватило шерстяных нитей нужных цветов. Посмотрите, нити каких цветов она использовала? А у нее остались только белые шерстяные нити. А можно ли из белых нитей закончить узор на ковре? Что же делать? Как же нам помочь ей закончить ковер? Где взять нити нужных цветов? (ответы детей).
Правильно, а вы знаете ребята, как делают шерстяные нити? Чтобы получить их, вначале состригают шерсть овцы, стирают, расчесывают и потом прядут на прялках. Шерстяные нити получают белого и черного цвета по цвету шерсти овцы. А как же тогда получают цветные нити? Готовые нити сматывают в рулон, а затем окрашивают в нужные цвета красками. Но у Василисы Премудрой нет красок нужных цветов, чтобы окрасить нити и закончить ковер. Я предлагаю вам помочь ей. Какие цвета нужны Василисе мы узнаем по ее подсказкам.
Пройдемте в мою лабораторию. У вас на столах лежат карточки с цветными кругами. Это и есть подсказка. Какого же цвета ей нужны краски для окрашивания нитей? (оранжевый, зеленый, коричневый). Посмотрите, есть ли краски нужного цвета в нашей лаборатории? Что же делать? (ответы детей). Перед вами стоят наборы гуаши, вам необходимо выбрать те краски, чтобы при смешивании получился нужный цвет (деятельность детей). Давайте посмотрим, получились ли у нас нужные цвета? Какие же краски вы смешали, чтобы получился оранжевый, зеленый, коричневый цвета. Чтобы Василиса не перепутала краски и получила нужные цвета зарисуйте фломастерами на карточке круги тех красок, которые вы смешивали.
для обложки нашей книги раскрасим полоски в цвета, которые мы получили и наклеим на обложку книги.
Сможет ли теперь Василиса Премудрая закончить ковер? Давайте посмотрим на слайд. Смогли мы ей помочь?
Василиса Премудрая нам тоже помогла.
- Давайте поблагодарим ее и отправимся в следующую сказку.
8. Физминутка:
Но чтобы у нас хватило сил продолжать путешествие, нам нужно отдохнуть:
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движения,
Ох, яичко уронила (наклониться и поднять яичко,
Посмотрите – ка разбила (показать «яичко» на вытянутых руках,
Вот ее мы посадили (приседают,
И водой ее полили (имитация движения,
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны,
А теперь ее потянем (имитация движения,
И из репы кашу сварим (имитация еды,
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
- Ну что, ребята, отдохнули, отправимся в следующую сказку?
(дети с педагогом встают в круг, произносят волшебные слова под волшебную музыку).
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Отправляемся друзья,
В чудо – сказку вы и я.
(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Снегурочка»)
9. Беседа по сказке «Снегурочка» :
Вы узнали эту сказку? Кто герои этой сказки? Какое волшебство произошло в этой сказке? (девочка из снега оживала).
- А скажите, ребята, одинаково ли в сказке чувствовала себя Снегурочка зимой и весной? (ответы детей). Какое настроение у нее было зимой? (ответы детей). Почему? А какое настроение было весной? (ответы детей). Почему?
- Правильно, ребята, Снегурочка сделана из снега, она любит холод, а от тепла ей становится жарко, она тает, поэтому и грустит.
10. Дидактическое упражнение «Снежные слова»
- А что может помочь Снегурочке повеселеть вы узнаете, отгадав загадку:
Он—пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег).
- Правильно, ребята – это снег. Так, что же поможет Снегурочке повеселеть?
Чтобы наша Снегурочка больше не грустила, давайте выберем из зимних картинок, которые лежат у вас на столе, только те картинки, в которых живет слово «снег». (дети выбирают из набора картинок картинки однокоренных слов со словом «снег» - (снегурочка, снеговик, снежный ком, снежки, подснежник, снегоход, снегирь, снегопад, льдина, ледокол, ледянка, ледоруб, леденец)и выкладывают на наборное полотно. Дети выполняют работу в парах, в конце педагог предлагает парам проверить друг друга.
- Молодцы, ребята, работу выполнили правильно. Так, почему, вы отобрали именно эти картинки? (в них живет слов «снег»). Давайте вместе еще раз проговорим эти слова (воспитатель показывает детям картинки с однокоренными словами к слову «снег»). Посмотрите, наша Снегурочка повеселела. Ей стало прохладнее.
- Молодцы, ребята! Мы помогли Снегурочке и за это она нам дала снежинки для украшения обложки книги. (дети наклеивают снежинки на обложку волшебной книги). Давайте поблагодарим Снегурочку и отправимся в следующую сказку.
(дети с педагогом встают в круг, произносят волшебные слова под волшебную музыку).
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Отправляемся друзья,
В чудо – сказку вы и я.
(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Царевна - несмеяна»)
12. Беседа по сказке «Царевна -несмеяна» :
Вы узнали эту сказку? Кто герой этой сказки? Почему ее называли Несмеяной? (потому что она была всем недовольна и целыми днями слезы проливала).
- Какая капризная царевна, правда? Как ни пытались ее развеселить придворные шуты и скоморохи, заезжие иностранные гости, но царевна все рыдает. Ой – ой – ой какой потоп. Разве она нам даст частичку обложки? Что же делать? (рассмешить). А как? (ответы детей)
13. Чтение стихотворения «Обновка» Платона Воронько
А вы знаете, ребята, я вспомнила, у меня в библиотеке есть книга со смешными стихотворениями. И одно такое стихотворение я вспомнила. Послушайте его:
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как же надевать?
Хвостик некуда девать!
- Вам понравилось? А что в нем смешного? (кошке сшили трусы)
- Как вы думаете, рассмешим мы Царевну – Несмеяну этим стихотворением? (ответы детей)
14. Составление мнемодорожки к стихотворению «Обновка» Платона Воронько
-А чтобы лучше его запомнить, я научу вас схематически его зарисовать. Проходите за столы.
- О ком это стихотворение? (о кошке)
- А что говорится о кошке в этом стихотворении? (ей купили сапожки, причесали усы, сшили трусы)
- А кто ей все это сделал? (хозяйка - девочка). (дети вместе с педагогом заполняют первый квадрат).
- Что купила девочка кошке к празднику? (сапожки) (дети вместе с педагогом заполняют второй квадрат).
- А что девочка сделала с усами кошки? (причесала) (дети вместе с педагогом заполняют третий квадрат).
- А что девочка сшила для кошки? (трусы) Как показать, что она их именно сшила? (дети вместе с педагогом заполняют четвертый квадрат).
- Какой вопрос возник у девочки, когда она сшила трусы? (как их одевать, мешает хвост) (дети вместе с педагогом заполняют пятый квадрат).
15. Чтение стихотворения «Обновка» Платона Воронько по мнемодорожке:
- Вот мы с Вами и составили схему к стихотворению. Давайте его прочитаем Царевне – Несмеяне по схеме. (дети подходят к экрану и ребенок читает стихотворение).
- Ой, что – то Царевна не смеется. Давайте расскажем это стихотворение все вместе (читают хором). (звучит аудиозапись смеха Царевны - Несмеяны).
- Ребята, у нас получилось рассмешить Царевну – Несмеяну и за это она нам дала солнышко для оформления обложки книги. (дети наклеивают на обложку книги солнышко и слово «сказки»).
- Посмотрите, обложка моей книги стала как прежде, к ней вернулась волшебная сила. И теперь, я наверное, смогу ее открыть? (педагог открывает книгу).
16. Итог занятия:
Спасибо, вам, что вы помогли мне. Вам было интересно путешествовать по сказкам?
- А вы хотели бы продолжать путешествовать по сказкам, знакомится с ними? Но если дети будут неправильно обращаться с книгами, как тот мальчик, который порвал обложку волшебной книги, то мы не сможем узнать новые сказки. Давайте назовем правила обращения с книгой. (не рвать, не мять, аккуратно перелистывать страницы; не рисовать в книге; брать книгу только чистыми руками; хранить книги на книжных полках).
- За то, что вы мне сегодня помогли, я подарю вам книгу из моей библиотеки, чтобы могли познакомиться с новыми сказками.