Марина Мелешко
Конспект НОД по развитию связной речи с помощью мнемотехники «Осень наступила» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о признаках осени.
2. Обучать детей любоваться картиной осенней природы.
3. Упражнять детей в подборе определений, однокоренных слов.
4. Расширять словарный запас.
5. Формировать умение выделять существенные признаки времен года, устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи с помощью мнемотехники „Осень наступила“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
6. Обучать умениям составлять связный рассказ по мнемотаблице и самостоятельно составлять мнемотаблицы по заданной теме (признаки осени).
Развивающие :
1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное и логическое мышление.
2. Развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами и составлять по ним предложения и связные рассказы.
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.
2. Воспитывать доброту, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное» (общение детей со взрослым и сверстниками, «Познавательное развитие» (окружающий мир, мир растений и животных, «Речевое развитие» (обогащение словаря, развитие связной речи, «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность – рассматривание картины художника; опознавание знаков-символов на мнемотаблицах); «Физическое развитие» (двигательная активность).
Формы организации детей: фронтальная, парная, индивидуальная.
Предварительная работа:
• наблюдения в природе признаков прихода осени;
• чтение стихотворений, рассказов, загадок об осени;
• рассматривание и обсуждение символов об осени по мнемотаблицам;
• пение песен об осени;
• дидактические игры «Четыре сезона», «Угадай время года», «Осенние слова»;
• выставка детских рисунков «Золотая осень» и поделок из природного материала «Дары осени»;
• составление мнемотаблиц к стихотворениям и коротким рассказам под руководством воспитателя, дома – с помощью родителей для заучивания стихов наизусть и развития связной речи детей.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Материалы и оборудование:
• кукла Осенина, одетая в желтый сарафан и венок из фруктов и овощей;
• кубики с изображениями времен года;
• репродукция картины Левитана «Золотая осень»;
• мнемотаблица «Осень» (нарисована заранее) – дети составляют по ней рассказы о приметах осени;
• мнемотаблицы пустые, нарисованные на листах А4 с 6 квадратами и цветные карандаши – по количеству пар детей (дети, работая в парах, их заполняют самостоятельно, а потом составляют по ним связный рассказ).
• магнитофон и аудиозаписи «Звуки осени» и спокойной музыки.
Методы и приемы:
Игровые – сюрпризный момент (кукла Осенина, дидактическая речевая игра «Опиши словами».
Словесные – беседа, рассказывание, объяснение.
Наглядные – рассматривание репродукции картины художника; составление и рассматривание мнемотаблиц.
Творческие – составление описательных рассказов об осени по мнемотаблицам, словесное рисование.
Ход ООД
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Дети входят в группу и рассаживаются на стульчиках. Звучит аудиозапись «Звуки осени».
Восп. :
- Ребята, вы слышите звуки? Назовите их. (Дождь, ветер, шуршание листьев, курлыканье журавлей, которые улетают на юг и др.).
- Молодцы, правильно все назвали.
- Это звуки какого времени года? (осени).
Сюрпризный момент
Восп. :
- Слышите, кто-то стучится к нам в группу.
- Посмотрите, к нам в гости пришла Осенина (показывает куклу, одетую в костюм Осени).
- Здравствуй, Осенина. Мы все очень рады сегодня тебя видеть у нас в гостях!
Дальше педагог говорит за Осенину.
Мотивация на предстоящую деятельность и решение проблемной ситуации.
Осенина.
- Здравствуйте, ребятки! Давайте вместе поговорим о том, какое время года сейчас у нас наступило. Вдруг уже наступила зима и мне пора уступить ей место. Помогите мне решить эту проблему. Я знаю, что вы умеете составлять мнемотаблицы и рассказывать по ним о признаках любого воемени года. Я очень хочу, чтобы вы мне доказали, что сейчас мое время – время Осени. И еще я хочу увидеть ваши мненотаблицы и послучшать ваши рассказы о приметах осени.
Я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень).
***
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
- Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (листопад)
Без пути и без дороги
***
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Осенина.
- Молодцы, правильно отгадали.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
• Беседа. Развитие связной речи. Повторение о временах года.
Восп. :
- Давайте, ребята, покажем Осенине, что вы еще знаете о признаках осени, чтобы она точно знала, что зима еще не наступила и Осень может еще побыть с нами.
- Какие времена года вы знаете? (Ответы детей).
- На доске стоят кубики с изображением времен года. Оля, найди картинку с изображением осени и покажи остальным ребятам (ребенок находит такой кубик). Дети, Оля правильно нашла кубик? Что на нем нарисовано? ( Отвечают: сначала Оля (1-2 грани кубика, потом она передает кубик другому ребенку, так отвечают 2-3 детей.
- Назовите признаки осени (Ответы детей).
- Какие из признаков осени вы наблюдаете сегодня? Посмотрите за окно и ответьте на этот вопрос. (Ответы детей).
- Какое настроение чаще всего бывает осенью? Почему? (Ответы детей).
- Посмотрите Осенина очень довольна, потому что вы правильно ответили на все вопросы.
• Дидактическая речевая игра «Опиши словами».
Цель: обогащение словаря и грамматического строя.
Восп. :
1. Какие слова можно образовать от слова «осень»? (осенний, осенняя, осеннее, осенние, осенина).
2. Про что можно сказать: «осенний»? (день, дождь, ветер, листопад, пейзаж, букет).
3. Про что можно сказать: «осенняя»? (пора, одежда, ночь, погода, мелодия).
4. Про что можно сказать: «осеннее»? (солнце, небо, дерево, настроение, пальто).
5. Про что можно сказать: «осенние»? (деньки, ночи, листья, каникулы)
6. Осень какая бывает? (ранняя, поздняя, теплая, сухая, холодная, хмурая, ветреная, урожайная, дождливая, золотая, пышная, яркая, цветистая и т. д.)
• Рассматривание картины и беседа по ее содержанию.
Восп. :
- Рассмотрите картину Исаака Левитана «Золотая осень».
- Что изобразил художник на картине?
- Какие приметы осени вы видите?
- Какое настроение вызывает эта картина? Почему? (цвета на картине очень красивые, яркие, они очень хорошо сочетаются между собой, вызывают радостное, праздничное, бодрое настроение и т. д.).
• Физминутка
Восп. : Давайте разомнемся, покажем, Осенине, как мы умеем трудиться осенью.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
• Составление описательных рассказов об осени по мнемотаблицам.
Восп. :
- Ребята, Осенина очень хочет услышать рассказы об осени. Давайте порадуем ее – вы придумаете такие рассказы. Вам поможет мнемотаблица. Рассмотрите внимательно каждый квадрат этой таблицы и скажите, что на нем нарисовано. Потом воспитатель просит 3-4 детей составить предложения по каждой картинке мнемотаблицы. 2-3 детей составляют связный рассказ по мнемотаблице.
• Работа в парах по составлению мнемотаблиц и составлению описательных рассказов по ним об осени (это практическая ценность и конечный продукт деятельности детей на ООД).
Восп. :
- А сейчас вы будете работать в парах. Сами составите мнемотаблицы и сами придумайте по ним рассказы. Вот каждой паре я раздаю пустые мнемотаблицы и цветные карандаши.
Пока дети заполняют мнемотаблицы, звучит спокойная музыка.
Восп. :
- Посмотрим ваши мнемотаблицы и послушаем рассказы об осени.
Закрепляет на доску первую мнемотаблицу, нарисованную парой детей. Один из детей рассказывает по ней.
Так можно прослушать 3-4 рассказа.
Осенина
- Спасибо вам, ребятки. Вы доказали, что мое время уходить и приглашать Зиму еще не наступило. Мне очень понравились ваши рассказы о приметах осени. А мнемотаблицы надо поместить на выставку, они очень красивые. Пусть все видят, как хорошо вы знаете приметы осени. Вы можете эти мнемотаблицы подарить детям других групп детского сада. Пусть они тоже повторять признаки осени. Это будет полезно всем.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Рефлексия.
Восп. :
1. Чем мы занимались сегодня на занятии?
2. Какие главные признаки осени вы запомнили?
3. Поднимите руки те, у кого осень – любимое время года? (если есть время, то можно спросить детей, которые подняли руки, почему они любят осень).
Подведение итогов:
Восп. : Вы были все молодцы. Обязательно расскажите про осень родителям, знакомым, покажите им ваши замечательные мнемотаблицы. Всем спасибо и желаю вам здоровья и бодрости!