Минжунова Наталья Анатольевна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Спиридон-солнцеворот»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Занятие проводится 25 декабря, день Спиридона-солнцеворота.
Тема: «Спиридон - солнцеворот»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Спиридон-солнцеворот“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Цель. Формировать представления детей о традициях и обычаях русского народа на основе земледельческого народного календаря.
Задачи:
- знакомить детей с закличками, которые наши предки произносили в день Спиридона-солнцеворота.
- обсудить с воспитанниками элементарные правила профилактики обморожения.
- учить детей отгадывать загадки, объяснять правила и пословицы.
Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное. развитие,
Оборудование: у центральной стены уголок русской избы (печка, лавки, стол с самоваром). На боковой стене деревенский зимний пейзаж.
Материал: Русский народный земледельческий календарь «Погодой год припоминается», иллюстрации с изображением зимних явлений природы, макет солнца с лучами, картотека загадок, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель. В старину люди на Руси представляли зиму в виде старухи, считали, что бродит она в медвежьей шкуре по полям. А за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона-солнцеворота зима понемногу начинала отступать. Дети выбегали в этот день на улицу и просили солнце повернуть на лето, произносили заклички:
Солнышко, повернись!
Красное разожгись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай
Зимний холод забывай!
Спиридон – свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет.
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет,
Разгорайся солнце, красно,
Ты на свете не погасло.
Основная часть: Люди в этот день говорили: «Солнце на лето – зима на мороз». Про мороз и загадок много придумали. Ну-ка подумайте, о чем они? Объясните их содержание.
Воспитатель загадывает ребятам следующие загадки:
Дедушка без топора мост мостит.
(Мороз)
Вырос лес белый весь.
Пешком в него не войти.
На коне не въехать
(Морозный узор на стекле).
Без рук рисует, без зубов кусает
(Мороз).
Старик у ворот тепло уволок
(Мороз)
Старик шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет.
(Мороз).
Дети разгадывают загадки, объясняют их значение.
А вот какие придумал народ поговорки. Давайте попробуем их объяснить.
В зимний холод - всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Воспитанники объясняют содержание поговорок.
Воспитатель: Вы, наверное, ребята обратили внимание на то, что нос на улице замерзает самым первым. Многие закутывают лицо шарфиком до самого носа, а это совсем ни к чему, дышать на улице надо стараться через нос. В носу есть ворсинки. Проходя через них. Воздух немного согревается и в легкие, которыми мы дышим, попадает более теплым, чем, если бы мы дышали через рот. К тому же шарфик от дыхания на морозе намокнет, потом снова замерзнет, и уже будет больше не греть, а холодить лицо. Чтобы не мерзли ноги и руки на морозе, нужно больше двигаться- кататься на санках, лыжах, бегать по ледяной дорожке, метать снежки. Если же ноги, руки или лицо сильно замерзли, следует уйти в помещение. Если вы увидите у своих друзей в мороз на лице белое пятно
(например, на кончике носа или щеке, возможно, это обморожение, нужно посоветовать им немедленно уйти в теплое место и обратиться к взрослым за помощью. После прогулки развешивайте сушиться рукавицы и носочки. И выходите гулять в сухих одежде и обуви, тогда и мороз вам не страшен.
Заключительная часть: Воспитатель: сейчас ребята я предлагаю вам игру «Дед Мороз». Дети, взявшись за руки, идут по кругу, поют:
Дед Мороз, дед Мороз
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз
(показывают, рисуют руками большой круг)
Морозы трескучие,
(похлопывают себя по плечам)
Снега сыпучие,
(подняв обе руки вверх, бросают кисти сверху вниз)
Ветры вьюжные,
(Качают обеими руками из стороны в сторону)
И метели дружные
(выполняют моталочку-вращают кисти рук)
На реке мост намостил
Холод стужу напустил
(идут по кругу поют)
Список литературы:
1 О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство» Детство-пресс»., 1998
2 Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь. План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Издательство «детство-пресс», 2004