Татьяна Кордюкова
Конспект НОД — социально-личностного и речевого развития по теме «Кто Я?» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Кто Я?»
Тип НОД комплексное
Цель: социальная адаптация детей, развитие речи
Задачи:
Публикация «Конспект НОД — социально-личностного и речевого развития по теме „Кто Я?“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательные: продолжать формировать общее понятие «кто Я», «какой Я»; продолжать формировать навыки социальной адаптации детей; закрепить умение составления связного рассказа по заданной теме; упражнять в образовании полных, уменьшительных и ласкательных женских и мужских имен.
Развивающие : продолжать развивать самовосприятие и самоощущения; развивать диалогическую форму речи посредством составления рассказа; развивать умение говорить выразительно, эмоционально; развивать зрительную память, наблюдательность; продолжать развивать способность работать в коллективе; развивать творческие способности детей: изобразительные способности
Воспитательные: воспитывать эмоциональную восприимчивость, уважительное отношение к родным и окружающим людям; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, целеустремленность
Планируемые результаты: знает свои имя, фамилию; различает понятие «выше», «ниже»; активно и творчески проявляет себя в художественной деятельности; умеет самостоятельно и последовательно анализировать; способствовать речевому развитию детей
Средства обучения:
Наглядное пособие: зеркало, ростомер.
Раздаточный материал: белые листы формата А4, наборы цветных карандашей (на каждого ребенка группы).
ТСО: аудиозапись с записью мелодии «Лето» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, музыкальный центр, переносной стенд.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Заводнова, Н. В. Развитие логики и речи у детей; игры и упражнения. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.-240 с.
3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
4. Коноваленко, В. В. Развитие речи : фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: Я, мой дом, моя семья, моя стана»/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. -М. ГНОМиД, 2003. – 64 с.
5. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д. : Феникс ; СПб. : Союз, 2004. – 224 с.
6. Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа. / авт. -сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 142с.
Ход деятельности
I. Организационный момент (2 мин.)
Воспитатель:
Воспитатель приветствует детей, приглашает всех в круг.
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим
настроением. Мне очень хочется, что бы хорошее настроение сохранилось у
вас на весь день. А для этого надо поздороваться не только друг с другом, но и с окружающим миром. И тогда мы получим хорошее настроение на весь день. Повторяйте за мной слова и движения (звучит приятная мелодия «Лето» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского) :
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией и движениями. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные. Дети повторяют движения педагога.
- Молодцы! Как вы думаете ребята у нас получилось зарядится хорошим настроением? (Ответы Детей)
I I. Вводная часть (2 мин.)
- Рассаживайтесь ребятки поудобнее. (Дети садятся). Посмотрите, что вы видите у меня на столе?
Дети: зеркало.
Воспитатель:
- Правильно, зеркало. А как вы думаете зачем оно здесь?
Дети: чтобы видеть, как мы выглядим: для того, чтобы поправить рубашку, штанишки, юбочку, расчесать волосы.
Воспитатель:
- Хорошо, правильно, а еще зачем?
- Я вам подскажу. (Воспитатель приглашает 3 – 4 детей к зеркалу) Ребята подойдите, пожалуйста, к зеркалу. Что вы видите в нем, прежде чем заметите юбочки, рубашки, штанишки расскажите нам?
Дети: Каждый сам себя.
Воспитатель:
- Правильно. Значит мы с вами будем говорить о?
Дети: О себе.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы правильно догадались. Сегодня мы будем говорить каждый о себе.
III. Основная часть (23 мин.)
1. Повторение знаний. Беседа
Воспитатель:
Ребята а вы нравитесь себе? Почему? (Ответы детей)
- Скажите, мы похожи?
Дети: Да, у нас у всех есть голова, руки, туловище, ноги…
- А чем мы отличаемся? (Ответы детей)
- Теперь посмотрите, какое выражение лица у каждого из вас? (веселое, сердитое, печальное).
- «А видите ли вы свое имя?» (Ответы детей)
Воспитатель:
- У человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит, это тоже наша часть, хотя и невидимая. Имя ребенку дают родители при рождении.
- Ребята давным-давно, в старину, до принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называют старорусскими или славянскими: Яромир, Владислав, Любомир, Людмила. С принятием христианства имена стали выбирать по святцам.
- Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые. Например, если девочка появилась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна. Этот праздник так и называется – «Татьянин день». У каждого человека, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день имени (именины) и день рождения. Имена имеют определенное значение. Например: Борис – борец за славу, Валентин – сильный, Григорий – бодрый.
- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?
Дети:
Марина – морская;
Саша – защитник;
Андрей – храбрый;
Лена – светлая и т. д
Воспитатель:
- Молодцы. Ребята имена бывают полные и уменьшительные. Например полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня.
- Полное имя человека обычно употребляется в документах и на работе, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями.
- Детей часто называют ласкательными именами. Например – Танечка, Танюша, Татьянка.
- Кроме имени у каждого человека есть фамилия. В старину фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.
Такие распространенные фамилии, как Павлов, Архипов, Прохоров, Федоров, произошли от имен Павел, Архип, Прохор, Федор. Многие фамилии происходят от названий зверей и птиц, рыб и т. д. Например: Ершов, Медведев, Волков, Щукин.
- Ребята кто хочет рассказать о себе?
- Назовите имя и фамилию.
- Дату своего рождения? Сколько тебе лет?
- Как называют тебя домашние, друзья?
- Каким вы хотите быть человеком? ( Ответы детей: сильным, добрым….)
- Что вы чувствуете, когда говорите я сильный, я добрый, я смелый?
( Во время беседы опрашиваю двоих детей: активного и мало активного)
Воспитатель:
- Молодцы, а теперь вставайте в круг мы немного поиграем.
2. «Физкультминутка» (3 мин).
Воспитатель приглашает ребят встать в круг для проведения физкультминутки.
Физкультминутка
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться,
Вправо, влево повернитесь,
На соседа оглянись.
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова.
Приседание у нас,
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять.
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть.
Дети повторяют все движения за педагогом: поворот туловища влево, затем вправо, наклоны; делают наклоны головы вперед, назад, поворачивают голову вправо, влево; приседание; подпрыгивают, затем шагают на месте. Педагог предлагает детям присесть на стульчики.
3. Познавательная деятельность. Игровая ситуация «Это мой портрет». Воспитатель:
- Ребята, по памяти попробуйте описать свой портрет словами, например, так: «У меня красивые черты лица. Голова круглая. Волосы темные, длинные. Я похожа на папу. У меня на щечках ямочки».
( Опрашиваю двоих детей: активного и мало активного).
Рассказ детей 5-6 предложений.
4. Творческая работа.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, а теперь возьмите карандаши и нарисуйте себя на листе бумаги.
Дети рисуют (звучит мелодичная музыка).
Воспитатель по мере готовности детских работ располагает их на переносном стенде.
IV. Заключительная часть (3 мин.)
После рисования, воспитатель вместе с детьми рассматривают «портреты», обсуждают: похож – не похож. Предлагает детям подарить свои рисунки родителям, чтобы сделать им приятное.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами выяснили, что у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя дают родители ребенку при рождении. Кроме имени у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Вы похожи на своих родителей. Но самое главное - это быть добрым, помогать родным и близким людям.