Галина Морозова
Конспект НОД по обучению грамоте подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
Образовательные: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление умения определять место звука в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове. Упражнять в звуко- буквенном анализе слова. Продолжать учить составлять схему предложения.
Развивающие: Развивать речевые навыки, внимание, мышление, зрительное восприятие и фонематический слух. Развивать умение составлять новые слова из букв заданного слова.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать доброжелательность к сверстникам. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Оборудование: Игрушка Буратино; набор демонстрационных магнитных букв; наборы схем предложений из картона на каждого ребёнка; демонстрационный набор схемы предложения; предметные карточки для работы за столами; картонные квадраты красного, синего и зелёного цвета для составления схемы слова; фланелеграф и набор слогов.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл один сказочный персонаж. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.
Загадка:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель вносит в группу игрушку Буратино.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
С новой азбукой подмышкой
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
Воспитатель напоминает детям о том, что Буратино не смог сразу попасть в школу и просит детей помочь ему подготовиться к поступлению в школу.
1. «Что мы знаем о звуках и буквах»
- Давайте расскажем Буратино, из чего состоит наша речь. (из предложений, предложения - из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков)
- Чем отличаются звуки и буквы? (буквы мы пишем и видим, а звуки – слышим говорим)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- Сколько согласных (21)
- Сколько букв не относятся ни к гласным, ни к согласным (ь, ъ)
- Какие особые гласные мы знаем? (е, ё, ю, я – имеют два звука, один из них й)
- Какие знаем особые согласные? (й, ч, щ – всегда мягкие; ж, ш, ц – всегда твёрдые)
2. «Работа с предложением»
- Какие времена года вы знаете? (ответы детей)
- Придумайте предложение о весне. (ответы детей)
- Буратино понравились ваши предложения о весне, а теперь давайте покажем ему, как умеем составлять схемы предложений.
(дети выкладывают схему одно из предложений о весне за столами, а один ребёнок работает у доски)
3. «Какие слова спрятались в слове»
- Ребята, многие из вас уже умеют составлять своё имя из букв, а вот Буратино не умеет. Давайте выложим его имя на доске. (один ребёнок выкладывает с помощью магнитных букв слово «Буратино», дети проверяют правильность написания слова, воспитатель просит объяснить, почему слово начинается с большой буквы)
- Ребята, Буратино просит найти слова, которые спрятались в его имени
(дети составляют из слова «Буратино» новые слова: тина, нора, рано, тир, труба)
Физкультминутка
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори.
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
4. «Работа со словом»
- Ребята, а сейчас Буратино просит вас помочь ему ещё с одним заданием. Нужно придумать слово, которое начинается на тот же самый звук, что и его имя. Кто придумал такое слово? (ответы детей)
- Придумайте слово, которое заканчивается на звук «б». (ответы детей)
- Назовите слово, в котором звук «б» находится в середине. (ответы детей)
Далее дети работают с одним из придуманных слов.
- Сколько слогов в этом слове? (дети проверяют хлопками)
- Как ещё можно узнать количество слогов в слове? (по количеству гласных звуков)
- Сколько согласных в этом слове? (ответы детей)
- Какой гласный в этом слове ударный? (ответы детей)
5. «Составь и прочти имя»
- Ребята, а теперь Буратино просит вас выполнить ещё одно задание. В театре Папы Карло он познакомился с ребятами, но забыл их имена. Давайте расшифруем их имена. У вас на столах лежат картинки с номерами, по первым буквам названий попробуйте составить имена детей, с которыми подружился Буратино. ( дети составляют и читают имена: 1кран, 2 апельсин, 3 трактор, 4 яблоко = Катя; 1санки, 2 аквариум, 3 шкаф, 4 ананас = Саша и т. д.)
- Вы справились с заданием и напомнили Буратино имена его друзей.
6. «Подбери слово к схеме»
А теперь попробуйте придумать слово к данной схеме. ( на доске схема слова: мягкий согласный, гласный, твёрдый согласный, гласный. Дети придумывают варианты ответа: сила, киса, чаша и т. д.).
- Молодцы, ребята, вы многому научили Буратино. Теперь он как и вы сможет отправиться в школу. Но ему ещё нужно помочь собрать портфель.
7. «Собери слово»
На фланелеграфе в три ряда расположены следующие слоги:
ПЕ ЗИН КА
РУЧ НЕЙ
ЛИ НАЛ
РЕ
( дети составляют слова: пенал, ручка, линейка, резинка)
Итог занятия:
Дети вспоминают, с какими заданиями помогли справиться Буратино.
Сказочный персонаж благодарит детей за помощь и прощается с ними.