Екатерина Тиханина
Конспект НОД по ФЭМП на тему «Сложение» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: "Сложение"
Цель:
Формировать представление о сложении, как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+»; закрепить знание свойств предметов.
Задачи:
Обучающая: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+».
Развивающая: развивать внимание, речь, коммуникативные качества, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП на тему „Сложение“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, обобщение; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, физминутка, дидактические упражнения и игры.
Материалы:
Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка); все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
Игра «В магазине»: три корзинки, муляжи яблока и груши, тетради, цветные карандаши.
Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию.
ХОД НОД
Вводная часть (мотивация)
- «Здравствуйте, ребята!»
- «Здравствуйте!»
- Хочу рассказать вам одну историю, одна моя знакомая собиралась пойти в магазин со своими детьми Таней и Ваней. Но Таня и Ваня затеяли игру в салочки.
-Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
- Нет.
- В какие игры нельзя играть дома?
- Салочки, игры с мячом.
- Почему?
- Потому что можно что то сломать или разбить в доме.
-Вот и Таня с Ваней во время игры уронили любимую мамину вазу и разбили ее.
-Ребята, я предлагаю вам исправить положение.
Основная часть
Помочь Тане и Ване. Хотите помочь?
- Да!
-Как мы сможем им помочь?
- Мы можем склеить вазу.
-Правильно! Предлагаю пройти к столам и собрать разбитые вазы.
Подходим к столам.
-Посмотрите на столах лежат разбитые вазы. Они разбились на две части. Вам нужно каждому собрать одну вазу из двух частей.
/Дети делятся на две команды.
Приступают к заданию. \
- Справились с заданием?
- Да!
-На сколько частей разбилась ваза?
-На две части.
-Покажите одну часть, а теперь другую.
/Ребята показывают. \
-Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой?
-Мы сложили две части.
-Что больше – целая ваза или любая ее часть?
-Целая ваза больше.
- Ребята, а сейчас предлагаю вам отправиться в магазин. (воспитатель раздает роли) представить на время что кто то из вас Таня и Ваня а я ваша мама.
Воспитатель дает одну корзину Тане, а вторую - Ване.
/Подходим к столу с корзинками.
Выбираем Таню и Ваню. \
-Я купила Тане грушу, а Ване яблоко. А себе ничего.
/Кладем грушу в корзину Тане, а яблоко Ване. \
-Ребята, скажите из каких частей состояла вся покупка?
-Из двух частей, одна часть – груша, другая – яблоко.
-По дороге домой Таня и Ваня решили поиграть на детской площадке.
- Как вы думаете, стоит ли брать детям только что купленные фрукты на площадку?
-Нет!
-Правильно, поэтому можно сложить фрукты в мою (мамину) корзину.
/Таня и Ваня сложили свои фрукты в корзину к маме. \
-Посмотрите две части покупки мы сложили и соединили в целое.
Предлагаю вам поиграть с Таней и Ваней на детской площадке
физминутка:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
-После того как брат с сестрой погуляли, вернулись домой и решили написать бабушке письмо и рассказать о том, что они купили и потом все сложили в корзину к маме.
/Дети садятся за столы.
Перед детьми тетради с заданиями. /
-Что мама купила Тане?
-Яблоко.
-Давайте нарисуем в одной маленькой корзине желтое яблоко.
/Дети желтым карандашом рисуют круг в маленькой корзине. /
-Что мама купила Ване?
/-Грушу. /
-Теперь нарисуем зеленую грушу во второй маленькой корзине.
/Дети рисуют зеленым карандашом треугольник. /
-Что дети сделали потом?
/-Сложили грушу и яблоко в корзину к маме. /
-То есть сложили и соединили в целое? /-Да. /
-А для того чтобы нам показать сложение, можно между частями поставить знак, который рассказывает о том, что части сложили. /Детям предоставляется самостоятельность. /
Какой это знак?
-Смогли вы записать этот знак? /-Нет/
-Как вы думаете, почему вы не смогли записать знак действия сложения?
-Потому что еще не знаем этого знака.
-Значит что нам надо сделать, чтобы узнать этот знак?
-Можно посмотреть в учебнике.
После ответов детей, воспитатель на доске пишет между корзинами знак «+»:
/Дети пишут в своих тетрадях знак «+»./
-Вот так обозначается знак действие сложения.
-Что оказалось в большой маминой корзине после того, как дети сложили туда свои части покупки?
-Яблоко и груша.
-Давайте нарисуем в большой корзине яблоко и грушу.
/Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске. /
-А теперь посмотрите, что в первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака «+», а во втором случае – части положили в одну корзину и тоже получили целое. Как вы думаете, равны ли эти части?
-Да равны.
-Почему вы так думаете?
-Потому что в двух маленьких корзинах яблоко и груша, и в одной большой корзине тоже лежат яблоко и груша.
-Как можно это проверить?
-Провести волшебные ниточки.
-Какой знак можно поставить между двумя маленькими корзинами и одной большой корзиной?
-Знак «=».
/Дети пишут в тетрадях знак «=», воспитатель на доске. /
-Покажите части покупки.
-Покажите целую покупку.
-Молодцы.
-Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
-Вот мы и написали письмо бабушке. А после работы я зайду обязательно на почту и отправлю письмо.
Теперь предлагаю вам отправиться обратно в детский сад. На чем можно ездить по городу?
/-Дети перечисляют городской транспорт. /
-Мы с вами поедим на трамвае. Для того чтобы сесть в нужный трамвай, нужны билеты. Я раздам каждому билет, а вы должны найти каждый свой вагон, путем сложения.
/Дети выполняют задание. Каждый садится в свой вагон. /
-Вот мы и приехали, наша остановка.
Заключительная часть (рефлексия)
-Кому мы сегодня помогли?
-Тане и Ване.
-Что было для вас интересным?
-Что для вас было сложным?
/Дети дают свои ответы. /
Ребята вы все сегодня молодцы, были небольшие трудности, но все с ними справились.