Екатерина Тарелкина
Конспект НОД «Сказка — умница и прелесть — с нами рядышком живет»
▼ Скачать +Заказ
Цель :
Расширять представления о сказке, как о литературном жанре, его особенностях, отличии от произведений других жанров.
Формировать стойкий интерес к сказке, желание слушать, творчески интерпретировать, делиться своими впечатлениями, воспроизводить полюбившиеся ситуации и персонажей в продуктивной деятельности (изобразительной, театрализованной, свободной игровой).
Прививать понятия о добре и зле, лучших моральных качествах, положительных моделях поведения.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Сказка — умница и прелесть — с нами рядышком живет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, активизировать желание детей пересказать знакомые сказки.
Закрепить знание цифр и счет от 1 до 5.
Закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обучающие и развивающие:
Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, вызывать эмоциональный отклик на описываемые события и поступки героев.
Учить отгадывать загадки.
Способствовать социализации ребёнка, обогащать его представления не только о предметах и явлениях окружающего мира, но и о взаимосвязях между ними. Следя за сюжетом сказки, дети усваивают, что поступки, действия персонажей влекут за собой другие события и поступки.
Развивать мышление, память, внимание и наблюдательность.
Развивать речь: монологическую и диалогическую, фонематический слух.
Активизировать навыки словотворчества: давать имена героям, придумывать новых персонажей и сказочные предметы, их качества, волшебные свойства.
Обогащать речь эпитетами, сравнениями, уменьшительно-ласкательными формами слов, способствовать выработке плавности речи.
Учить воспринимать не только короткие художественные произведения, которые читают целиком, но и большого объёма, разделённые на 2–3 части.
Учить думать, рассуждать, делать важные умозаключения в соответствии с возрастом.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.
Интеграция: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации, показ настольных и кукольных театров, беседы, загадывание загадок, рисование по сюжетам сказок.
Виды деятельности: игровая, словесно-логический, самостоятельный.
Формы работы: индивидуальная, работа по подгруппам, коллективная.
Оборудование: Мультимедийная установка с презентацией по сказкам, волшебный клубок, магнитная доска, магниты и герои сказки «Колобок», альбомные листы, клей и кисточка.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, глазки (показываем глазки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Глазками «похлопали («хлопаем»)
Руки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Дети: да!
Восп. : Меня зовут девочка Маша, а из какой сказки я пришла вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка
Все нам помогали, все нас укрывали
К матушке и батюшке мы домой попали!
Кто унес братишку? Назовите книжку. Дети: гуси- лебеди. (слайд 1)
Восп. : Молодцы! Ребята, у меня случилась беда: Батюшка с матушкой уехали на ярмарку, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Иванушкой, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца в дремучий лес к Бабе- Яге. (плачет). Помогите мне, пожалуйста найти дорогу к избушке Бабы- Яги! Дети: да!
Восп: Нам надо выполнить задания, которые оставили Гуси- лебеди. А чтобы отправиться в дремучий лес поможет вот этот волшебный клубок! (воспитатель показывает клубок) Ну что готовы? В путь! (воспитатель катит клубок)
Восп :Ребята, смотрите- здесь лежит какой-то конверт! В нем первое задание: отгадайте загадку
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
Как называется сказка? Дети: Колобок. (слайд 2).
Восп: Правильно, ребята перед вами лежат герои сказки «Колобок». Нам надо выложить по порядку- кого встречал на своем пути колобок? (заяц, волк, медведь, лиса) (каждый ребенок выкладывает по одному герою). Молодцы, а теперь посчитаем- сколько всего героев в этой сказке? Дети считают по порядку.)
Молодцы! наш клубочек покатился дальше.
И прикатился он вот сюда. (воспитатель кидает клубок). Смотрите здесь какая-то красивая коробочка и в ней лежит наше следующее задание. Отгадайте загадку:
Хрю-хрю-хрю -
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный.
Правильно, это сказка «3 поросенка» (слайд 3).
Кто помнит- как звали 3 поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф- нуф)
А из чего построили Ниф-ниф, Наф-Наф, и Нуф-Нуф свои домики? Из соломы, прутиков и камня.
Стали они спорить, чей домик прочнее и надёжнее. Спорили, спорили и совсем поссорились. Как вы думаете, им хорошо живется? Как же их помирить? Ответы детей.
Опытно-исследовательская деятельность: ребята, посмотрите-поросята принесли что-то в коробочке. Давайте заглянем во внутрь! (соломинка, прутик и камень).
Воспитатель: для того, чтобы поросята помирились, нам нужно определить, какой домик самый крепкий и надёжный - из соломы, прутиков или камня. Как вы думаете, какой? Проверим, какой материал самый прочный? Приглашаю вас в нашу сказочную лабораторию!
(Дети проходят за столы)
Положите перед собой на стол соломинку, что случиться, если подуете на неё? Подуйте слабо. (Соломинка сдвинулась с места)
Теперь положите перед собой на стол прутик, что случиться, если подуете на него? Подуйте посильнее. (Прутик слегка сдвинулся с места)
Положите перед собой на стол камень, что случиться, если подуете на него? Подуйте сильно. (Камень не двигается)
Почему? (Соломинка очень лёгкая, прутик немного потяжелее, камень совсем тяжёлый)
А теперь давайте попробуем сломать соломинку, прутик и камень и узнаем какой материал самый прочный?
(Воспитатель предлагает детям по очереди сломать соломинку, прутик и камень.)
«Попробуйте, сломайте соломинку- как она сломалась? Легко. Теперь сломайте прутик- прутик труднее сломать, а теперь попробуйте сломать- камень невозможно сломать! Так что прочнее всего?» (камень)
Вывод: камень- это самый прочный материал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы помогли трем поросятам- они снова подружились!
Ребята, прежде чем отправиться дальше в путь, давайте немножко поиграем!
Физкультминутка:
Три пухлых поросенка (надуваем щеки)
Приходят в гости к нам (шагают на месте)
Три ловких поросенка (прыгают на месте)
Играют по утрам
Три быстрых поросенка (бегают на месте, руки на поясе)
Бегут, бегут, бегут.
Три славных поросенка (дети танцуют)
Танцуют и поют.
Наш клубок зовет нас дальше в путь, чтобы спасти моего братца. Давайте бросим клубок и посмотрим, куда он нас приведет? (воспитатель кидает клубок к следующему заданию). Смотрите, ребята, наш клубок прикатился к домику. Какой красивый! (берет в руки, а из под него выпадает загадка). Ой, что-то упало. Да это же загадка, давайте ее прочитаем.
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Ребята, узнали сказку? Правильно-это сказка называется «Заюшкина избушка» (слайд 4) Что случилось с зайчиком? (ответы детей) Жалко вам зайчика? Ребята, а давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно и не ссорятся. Как мы это можем сделать? (сделать домики для них)
Воспитатель: Правильно, сделаем 2 избушки: одну для зайчика, а другую для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.
Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна, дверь).
(Воспитатель выставляет на магнитной доске лист бумаги, на котором изображен дом и спрашивает у детей: на какую геометрическую фигуру похожа стена? крыша? - треугольник, окошко? - маленький квадрат, дверь- маленький прямоугольник.
Как можно сделать крышу? Ответы детей.
Воспитатель объясняет, что надо взять квадрат за два кончика и соединить, прогладить и по линии сгиба разрезать. Показывает квадрат и разрезает его по линии сгиба на два треугольника.
-Из одного квадрата получилось сразу две крыши, которые подходят к обеим избушкам. Дальше воспитатель показывает прямоугольник. Это окошки. Чтобы получить два окошка из прямоугольника воспитатель складывает его пополам, точно соединяет края, пальчиком проглаживает по линии сгиба, разрезает- получилось сразу 2 окошка.
Воспитатель повторяет и уточняет творческую задачу - на листе бумаги сделать картинку-аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная» : стены избушек уже приклеены, нам надо сделать крышу из квадрата (разрезать по диагонали, окошки и дверь из прямоугольников.
Ребята, давайте мы с вами разделимся: одни будут делать домик для зайчика, а другие для лисички (воспитатель распределяет детей).
Но прежде, чем начать работать, надо вспомнить правила:
Ножницы берем за два кольца кончиками вниз, держим двумя пальцами (указательным и большим).
Перед тем, как приступим к наклеиванию, нужно наметить детали на листе.
Кисть держим в правой руке, намазываем детали только на доске.
Поворачиваем деталь на лист бумаги клеем вниз, обязательно намазываем края бумаги.
Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем лишний клей. Можно приступать к работе. (включается медленная музыка)
Молодцы, дети! Теперь зайчик и лисичка помирились! У каждого есть свой красивый домик. Вы сделали доброе дело. Зайчик теперь не грустный, а веселый. И всем он вам говорит «большое спасибо»
Ребята, смотрите, а волшебный клубок опять куда- то покатился! (воспитатель кидает клубок к домику- ширме) Ой, наш клубочек остановился около домика, давайте посмотрим, что там? ( из- за ширмы выходит мальчик со словами: «Здравствуйте, я братец Иванушка! Спасибо, ребята, что выполнили все задания Гуси- лебедей и помогли моей сестрице Машеньке найти дорогу к избушке Бабы- Яги» Воспитатель: «Спасибо ребята, что помогли мне найти Иванушку! Я обещаю, что никогда не оставлю его одного без присмотра. А вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Ответы детей. А теперь давайте отправимся в нашу группу и расскажем другим ребятам- где мы были и каким сказочным героям помогли!