Aнна Уткина
Проект «Сказка — умница и прелесть, ей повсюду путь открыт…» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на
тему
"Сказка - умница и прелесть,
ей повсюду путь открыт. "
для
2 младшей группы
Подготовила: Уткина А. А.
г. Сергиев Посад 2018г.
"Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа". Русские сказки это гордость русского народа, ведь сказки часть нашей истории. Важнейшее значение русская народная сказка имеет в дошкольном образовании.
Публикация «Проект „Сказка — умница и прелесть, ей повсюду путь открыт…“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Актуальность: С давних пор люди видели в сказке воспитательный эффект: эти произведения служили способом передачи и закрепления нравственных ценностей, учили правильно жить. А. С. Пушкин незнание сказок отождествлял с недостатком воспитания. Их рассказывание являлось одним из русских обычаев. Данное мероприятие собирало всю общину, семью вместе, сближало и согревало, добавляло уюта.
Поэтому мы имеем полное право видеть в русских народных сказках выражение нашего национального менталитета, особенной культурной картины мира, мировоззрения и мирочувствования.
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления
Проект : среднесрочный (3.09.18 – 10.11.18)
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: два месяца
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель проекта : Раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта, приобщать к сказкам посредством различных видов деятельности.
Задачи : развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь сказочным героям. Воспитывать смелость и находчивость.
Мероприятия проекта : Мини-музей "В гостях у сказки", открытое занятие "Сказка в гости к нам пришла", фотогазета "Сказочная страна", мастер-класс для родителей " Путешествие по сказкам".
Этапы реализации проекта
1 этап : подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности, беседа.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, фильмов.
2 этап: реализационный
1. Проведение недели «Мои любимые сказки» в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме. Посещение детей с родителями музея сказок.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4. Изготовление поделок по русским народным сказкам для мини-музея.
5. Проведение мастер-класса для родителей «Путешествие по сказкам».
3 этап: итоговый. Создание мини-музея «В гостях у сказки», проведение открытого мероприятия для педагогов района «Сказка в гости к нам пришла».
Перспективное планирование
№ Мероприятия Цели Ответствен-ные
1этап Подготовительный Беседа с родителями о чтении детям русских сказок. Консультации для родителей «Воспитание сказкой». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатели и родители
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Изучение учебно-методической литературы по проблеме
Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, посещение театрализованных постановок). Создать условия для реализации проекта. Воспитатели
2 этап
основной Проведение диагностики, Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»
Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников о сказке.
1. Знакомство со сказкой «Колобок»
2 Лепка «Колобок».
3 Рисование «Колобок катится по дорожке».
2. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».
Лепка «Золотое яичко».
Рисование «Курочка и яичко».
3. Знакомство со сказкой «Теремок».
Занятие по ФЭМП «Кто в теремочке живет».
4. Знакомство со сказкой «Три медведя».
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Пазлы по сказкам.
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры
Чтение художественной литературы. Чтение сказок.
НОД
1. Познавательное развитие. Развитие речи.
Тема: «Сказка в гости к нам пришла».
Мастер-класс для родителей «Путешествие по сказкам». Отгадывание загадок о диких животных.
Рассказать детям сказку Колобок.
Выяснить кто может рассказать сказку.
Обыгрывание сказки с помощью масок.
Рассказать и показать детям сказку с помощью кукол бибабо.
.
Рассказать сказку Теремок. Закрепление геометрических фигур, и понятия один – много.
Рассказать и показать сказку.
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках; создавать условия для формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира, таких как форма, цвет, размер.
Воспитатели
3 этап заключительный
Обработка и оформление материалов проекта
Мини-музей «Сказка в гости к нам пришла» Создание презентации
Фотовыставка «Сказочная страна»
Воспитатели
Родители и дети
В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.