Лобова Наталья Александровна
Конспект НОД с детьми старшей группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию для детей старшего
дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес и желание расширять свой кругозор;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать умение партнера, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение к воздуху.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающие:
- развивать память, речь, мышление, интерес к познавательной деятельности;
- развивать наблюдательность, любознательность;
- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия (невидимка, легкий, лаборатория, опыты, прозрачный, бесцветный);
Образовательные:
- дать понятия детям о необходимости воздуха для всего живого на земле;
- познакомить детей со свойствами воздуха : (невидим, прозрачный, легкий, не имеет запаха, двигается);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Предварительная работа:
1. Беседы о воздухе, ее роли в жизни человека.
2. Использование игр о воздухе : «Веселый ветерок», «Мыльные пузыри»,
«Волшебный веер», «Веселый кораблик».
Материал: полиэтиленовые пакетики, поднос, игрушки, тазик с водой, стаканы с водой и трубочки, игрушка Воздушный шарик, вертушки, мыльные пузыри,, чеснок, мандарин, Интерактивная доска, презентация на тему: «Воздух».
Лексический словарь: лаборатория, опыты, прозрачный, невидимый, легкий, движется.
Ход НОД
1. Орг. момент
Дети входят в группу становятся полукругом.
Воспитатель: - Здравствуйте? – Ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много, много лет.
Воспитатель: Что мы желаем нашим гостям, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети: Мы желаем им доброго и крепкого здоровья.
Организация проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята я сегодня шла на работу и увидела на дереве воздушный шарик, он запутался в ветках и не мог дальше лететь, я его распутала, и он попросился к вам в гости, чтобы поделится с вами своими знаниями о воздухе.
Тема :Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Тёма.
Тема: Посмотрите, как я умею, (Летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что Тема умеет летать? А давайте выясним, какой он формы, какой он на ощупь, тяжелый легкий или воздушный. (Трогают руками мишку, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный).
Воспитатель: А давайте вспомним, что еще может быть воздушным?
(Мыльные пузыри, воздушный шар, шарик).
Тема: Ребята, а как вы думаете, почему я летаю?
(Потому что у тебя внутри воздух).
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её :
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да)
Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух? (Нет).
Может быть его и нет вовсе? А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему, словно огромные серебристые «рыбы», проплывают самолеты. Догадались, как же называется этот океан из воздуха? (Воздушный океан). Верно, это воздушный океан!
Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим, и поэтому как мы можем назвать его? (Невидимым, невидимкой)
- Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:
1. Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.
2. Не толкайте соседа во время работы.
3. Сначала посмотрите, что показывает воспитатель, а потом повторите.
4. Когда опыт закончился, положите все на место.
Опыт 1.
Воспитатель берет в руку стакан.
Воспитатель:Дети, как вы считаете есть что-нибудь в этом стакане? (В стакане ничего нет)
А если в стакане ничего нет, значит стакан какой? (Стакан пустой)
А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть)
А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает). Что же мешает воде? (Воде мешает воздух). Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух).
А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду до самого дна. Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух).
Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет.
Вынимаем стаканчик из воды и ставим на поднос.
Опыт 2.
А сейчас я снова опускаю перевернутый стакан в воду до самого дна. А теперь наклоню стакан в воде. Что появляется в воде? (В воде появляются пузырьки воздуха). Где же был воздух? (Воздух был в стакане).
Теперь вы опустите стакан в воду, а потом наклоните его. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха) Где же был воздух? (Воздух был в стакане)
Вывод: верно, воздух был в стакане и мы его увидели в виде пузырьков.
Вынимаем стаканчики и ставим на поднос.
Опыт 3.
Воздух окружает нас повсюду. Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас? Илюша, есть ли воздух внутри тебя? (Внутри меня нет (есть) воздуха). Давайте проверим!
Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом. Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).
А теперь вы возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха). Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)
Так скажи мне, Данил, есть ли внутри тебя воздух? (Внутри меня есть воздух)
Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.
Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями рук. Что вы почувствовали? (Я почувствовал ветерок) При ветерке стало холоднее или теплее? (При ветерке стало холоднее).
Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер? (Слабый) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер? (Сильный)
Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.
Опыт4. (с пакетиками)
Воспитатель: А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины).Если мы проколем пакет палочкой, то воздух, находящийся внутри будет выходить через отверстие. И мы можем его почувствовать.
Опыт 5. Воздух занимает место.
Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой (ответы детей)
В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан. А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
Вывод: Воздух занимает место.
Опыт 6.
- Ребята, если воздух невидим, может он имеет запах? Закройте глаза и угадайте чем пахнет. (Режем апельсин, затем давим чеснок. Дети угадывают распространившиеся по комнате запахи)
Вывод: Воздух не имеет запаха. Распространяет, переносит другие запахи.
Опыт 7.
- Ребята, чем наполнены резиновые игрушки? (Воздухом)
Попробуйте «утопить» игрушку. Почему она не тонет? А теперь выпустим из игрушки воздух. Что случилось с игрушкой? Утонула. Почему? Потому что в ней не стало воздуха и она стала тяжелой- наполнилась водой. Выпустим воду и наберем в неё воздух, и она опять будет плавать.
Вывод: Воздух легче воды.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусочек ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края ткани.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
•Легким воздухом надут.
- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней. Без воды – 14 дней. Без воздуха – несколько минут
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
А, сейчас, ребята, посмотрите на экран и скажите, что нужно делать чтобы воздух был чистым.
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Дидактическая игра
Воспитатель: Дети, воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)
Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)
Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)
Зимой на улице воздух какой? (Холодный)
А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)
А какой воздух около костра? (Горячий)
А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый,
прохладный)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас в наш кинотеатр, для того чтобы вспомнить о чем мы говорили сегодня.
Просмотр слайд-презентации «Воздух-невидимка».
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. Давайте возьмем наш шарик Тему на прогулку и поиграем там с ним.
ПЕРЕХОД К ДРУГОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель приглашает детей помочь убрать рабочие места и приготовиться к прогулке.