Танзиля Шарифуллина
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста «Профессии и орудия труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о назначении орудий труда;
продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Задачи:
- закрепить понятия «садовые, строительные, музыкальные инструменты»;
- уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Орудия труда, профессии»;
- совершенствовать произносительную сторону речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз;
- обогащать речь воспитанников грамматическими формами;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста „Профессии и орудия труда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать мыслительную деятельность детей.
- развивать мелкую моторику, дыхание;
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Оборудование : игрушка филин, головные уборы разных профессий, сундук для головных уборов, чемодан для инструментов, макет сосулек, предметные картинки, 2 магнитных мольберта, игрушка - сердечко, набор инструментов, 3 корзины, воздушные шары, дидактические игры «Что мне нужно?», «Что перепутал художник?», «Один-много», «Кем ты будешь?»
Ход НОД
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поприветствуйте их.
Психогимнастика (звучат голоса совы, а потом классическая музыка)
- Дети, посмотрите, какой гость сегодня к нам еще пришел. Правильно, это Мудрый учитель филин, он очень часто к нам наведывается, проверить, готовы ли дети нашей группы идти в школу. И у него для вас есть сюрприз. В лапах у него маленькое сердечко и небольшой мешочек. Он говорит, что сердечко это волшебное и символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, дуем на нее, называем друг друга ласковым именем и дарим при этом широкую искреннюю улыбку, вот так: «Доброе утро, …» (Дуем, передаем игрушку и улыбаемся).
- Вот сердечко вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.
-Ребята, посмотрите, у нас в группе какой то беспорядок. Интересно, кто же это нам устроил? А какие предметы вы видите здесь? (пила, ключ, грабли, лейка, отвертка, молоток, гармонь, трещотка) Как мы их назовем одним словом? (инструменты) Как вы думаете, могут ли инструменты лежать вот таким образом на полу? Почему нельзя (потому что на рабочем месте всегда должен быть порядок)
-Давайте, мы с вами повторим правила пользования инструментами, орудиями труда.
Дети:
1. Не брать без разрешения взрослых;
2. Не играть с острыми инструментами;
3. Не подходить близко, кто с ними работает;
4. Не оставлять беспорядок на рабочем месте.
- Настало время посмотреть волшебный мешочек, который принес Мудрый филин. Может быть, что-то узнаем …
-Ага, Учитель филин мне что то хочет рассказать, Мастер Ломастер разбросал ваши инструменты и спрятал чемоданчик для инструментов, а найти вы сможете только после того, как выполните мои задания, которые пронумерованы цифрами по порядку. За каждое задание вы получите букву, сложив все буквы в слово, узнаете, где ваш чемоданчик и наведете порядок в группе.
- Ну что, ребята, вы поможете мне найти чемоданчик? Отлично, я и не сомневалась.
- Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым и уметь пользоваться всеми инструментами, которые вы знаете? Ведь инструменты – наши верные помощники, однако они не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках, в руках мастера.
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, и взрослые? (взрослые, мамы и папы ходят на работу).
- Для чего люди ходят на работу? (чтобы зарабатывать деньги, строить дома, покупать машины)
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
-Молодцы! Вы все хорошо знаете, зачем взрослым нужно ходить на работу.
-Ну что, приступим к поискам. С какой цифры мы начнем?
1 задание «Кем ты будешь?»
- Мудрый филин предлагает нам поиграть в игру «Кем ты будешь?». Сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (надеваю на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».
- На тебе каска строителя, кем ты стал? (На мне каска строителя, значит, я стал строителем).
-На тебе колпак повара, кем ты стал?
-На тебе берет художника, кем ты стал?
-На тебе шапочка врача, кем ты стал?
-На тебе фуражка полицейского, кем ты стал?
-На тебе каска пожарного, кем ты стал?
-На тебе кепка клоуна, кем ты стал?
-На тебе бескозырка моряка, кем ты стал?
-На тебе пилотка военного, кем ты стал?
-На тебе повязка продавца, кем ты стал?
-На тебе парик клоуна, кем ты стал?
За это задание мы получаем букву В
2 задание «Кто больше?» :
-Ну, в добрый путь, отправляемся дальше на поиски. Какую цифру нам надо найти? А на доске волшебные сосульки, на каждой спряталась загадка (поочередно снимаем сосульки и отгадываем загадку).
1 лист:
Зубами дерево грызёт и песню звонкую поё т:
«Жила –была, жила – была на свете острая (Пила)
2 лист:
Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мною копал, тот и устал.
(Лопата)
3 лист:
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем
(Ножницы)
4 лист:
Сам худ,
Голова с пуд,
Как ударит —
Крепко станет. (Молоток)
5 лист:
- Нас ждет задание – ребус:
За это задание мы получаем букву Е
5 задание: «Расскажи про инструмент» :
-А сейчас садитесь на стульчики. Дети, я хочу задать вам вопрос, разве барабан это инструмент? (да) Хорошо, а какой это инструмент? (музыкальный). Верно. Сейчас мы с вами вспомним, что инструменты бывают разные и служат для разных целей, используются разными людьми в разных областях.
- Наши инструменты можно разделить на 3 группы. Попробуйте догадаться, на какие? (показать условные обозначения)
-Как вы думаете, что обозначают эти условные знаки?
- Где применяются молоток и пила? Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие?
- Где применяются лопата и лейка? Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие?
- Для чего нужны барабан и гармонь? Значит, они какие?
-Мастер Ломастер и Учитель филин спрятали каждому за спинкой стула по 2 предмета. Достаньте их и по очереди называйте «свои» инструменты. К какому виду они относятся? Кладите инструмент к соответствующему знаку. Отвечайте полностью. Например: «Это топор, топором рубят дрова, строительный инструмент» (грабли, ключ, отвертка, лейка, пила, колокольчик, клещи, топор, бубен, лопата, молоток)
Дети называют инструменты. Раскладывают инструменты по группам. Еще какие инструменты вы можете назвать?
- Вы назвали так много инструментов, какие же молодцы! Я вами горжусь, вы очень постарались.
За 3тье задание мы получаем букву Р
Пальчиковая гимнастика:
У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.
Промахнулся – бух по пальцу!
Плакать хочется страдальцу.
Но какой от плача толк,
Если спрячут молоток?
4 задание: Дыхательная гимнастика: «Кто быстрее надует воздушный шар?» (вдох через нос, выдох через рот)
Открываем мешочек, там лежит букв А.
5 задание: «Один-много»
-Ребята, теперь подойдите к столу. (Дети подходят к столам) Поиграем в игру «Один-много» Вам необходимо перевернуть картинки, внимательно посмотреть и правильно назвать количество предметов. Кто самый смелый? Поднимите руку, отвечаем полным развернутым предложением.
Один топор- много…
Один гвоздь- много…
Одна пила-много…
Одна гармонь-много…
Одна труба-много…
Одна лейка-много…
Один барабан-много…
Одна лопата-много…
Одна отвертка-много…
Одна трещотка-много…
За это задание мы получили букву Н.
6 задание: Блиц вопрос: «Из чего – какой?»
Подберите слово - признак к инструменту.
Из чугуна - чугунный,
Из резины - …
Из металла - …
Из стали - …
Из дерева-…
Из пластика - …
Из камня - …
Из дуба - …
«Назови действие»
Лопатой - копают
Иголкой - …
Пилой - …
Топором - …
Граблями - …
Кистями - …
Ножницами - …
Шпателем - …
За это задание мы получаем букву Д.
7 задание «Что перепутал художник?»
- Слушаем следующее задание, которое называется «Что перепутал художник?» Посмотрите, внимательно на картинки, что висят на мольберте и картинки, которые лежат на столе. Отвечаем полным предложением (Моему садовнику не нужен фен, а нужны ножницы).
За это задание мы получаем букву А.
Итог.
-Вот и собрали все буквы, сможем прочитать слово? ВЕРАНДА.
Теперь мы знаем, где спрятан наш чемоданчик. А вы не заметили, в игровой веранде нет чемодана? (Дети находят чемодан и сюрприз. Собираем инструменты, наводим порядок) Какие молодцы, мы вместе справились с заданиями, вам было интересно? Что вам понравилось на занятии? Как назвать все предметы, о которых мы сегодня говорили, одним словом? На какие три вида их можно разделить?
-А теперь надо прощаться и с Мудрым филином и с гостями. До свиданья! Возьмите свою игру и поиграйте с друзьями.