Любовь Федякова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Сказки волшебного леса» (по пейзажным картинам И. И. Шишкина)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Сказки волшебного леса» (по пейзажным картинам И. И. Шишкина)
(воспитатель Федякова Л. И., детский сад №329, г. Екатеринбург).
Цель: Продолжать знакомить детей с картинами художника-пейзажиста И. И. Шишкина.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Сказки волшебного леса“ (по пейзажным картинам И, И, Шишкина)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Задачи: 1. Закреплять материал о таком жанре живописи, как пейзаж.
2. Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, пользоваться приемом мысленного «вхождения» в картину.
3. Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
4. Познакомить с картинами И. И. Шишкина «Иней», «Корабельная роща».
5. Воспитывать художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности.
Оборудование: Репродукции картин И. И. Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Иней», «На севере диком»;
И. Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина» (репродукция);
Запись птичьих голосов;
Музыка из сказки «Летучий корабль»;
Музыка П. И. Чайковского «Времена года»;
Штурвал, свеча.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Картины И. И. Шишкина»;
Игра – разрезные картинки «Утро в сосновом бору»;
Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»;
Чтение стихов, созвучных картинам;
Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Снегурочка», «Морозко», «Летучий корабль» и т. д. ;
Рисование на тему: «Зимний лес»;
Рассмотреть картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «На севере диком»;
Чтение сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева»;
Рисование красками на тему стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…»;
Прослушивание музыкальных произведений Грига «Лес», П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
- Удивительный мир окружает нас, ребята. Это мир ПРИРОДЫ.
- Кто воспевает нам красоту природы? (поэты, композиторы, художники).
- Как называются картины, где изображена живая природа? (пейзажами).
Дидактическая игра: «Найди и покажи пейзажную картинку» (картинки с пейзажем, портретами, натюрморты).
- Как можно назвать художника, который пишет пейзажи? (художник-пейзажист).
(Воспитатель выставляет портрет И. И. Шишкина)
- У нас в России жил замечательный художник-пейзажист. Скажите, как его зовут? (Иван Иванович Шишкин).
- Что он любил рисовать? (лес).
Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только что вышел из леса, который виднеется вдали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.
- Есть у Шишкина картина, которую знают и большие, и маленькие. Она называется «Утро в сосновом бору». Посмотрите на эту репродукцию, что художник изобразил на ней?
- А сейчас послушайте птичьи голоса (воспитатель включает запись «Птичьи голоса», кто расскажет, куда мы попали?
1. Рассказ ребенка: Мы попали в уголок старого дремучего леса. Со всех сторон маленькую полянку окружают огромные (высокие, могучие) сосны. Их вершины уходят высоко в небо. Старая сосна сломалась и рухнула. Её мощные корни, заросшие мхом, вырваны из земли.
- Почему вы думаете, что художник изобразил утро?
2. Рассказ ребенка: Ещё не рассеялся утренний туман, похожий на нежное белое облако, но солнце окрасило (осветило) верхушки сосен, лес просыпается. Поет радостную песню солнцу многоголосый птичий хор.
- Кого вы видите в центре картины?
3. Рассказ ребенка: В центре картины медведица с медвежатами. Пушистые, забавные, неуклюжие, шаловливые, малые медвежата затеяли игру. Они ловко лазали по сломанным стволам деревьев. А мама – медведица стояла на задних лапах и смотрела, как резвятся её дети. Им хорошо и спокойно в этом глухом, дремучем, непроходимом лесу.
- Когда ты смотришь на эту картину, какое настроение у тебя? Объясни, расскажи нам?
4. Рассказ ребенка: Все радуются теплому летнему утру: старые сосны, трава, лесные жители - медведи. Картина создает радостное, спокойное настроение. Когда смотришь на эту картину, так и хочется попасть в сосновый бор и вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох.
- Какую вы вспомнили сказку, глядя на это произведение? («Три медведя»).
Давайте, дети, тихонько уйдем от этой картины, чтобы нас медведи не увидели и не поймали.
Мы подошли к репродукции другой картины И. И. Шишкина. Называется она – «Корабельная роща».
Вот из таких высоких, красивых, громадных, устремленных вверх сосен строят корабли.
(Звучит музыка «пилы» из сказки «Летучий корабль»).
- Кто же пришел в корабельную рощу, и нарушил тишину и покой?
- Зачем Ване нужен был летучий корабль?
- Давайте и мы отправимся в путешествие на летучем корабле?
Физминутка. (Дети, стоя, держась за руки, делают «корабль», а командир берет штурвал. Все вместе говорят: «В добрый путь», и отправляются в путешествие).
- Долго мы путешествовали, прошло лето, осень, наступила зима.
Посмотрите на репродукцию картины И. И. Шишкина «Иней». Шишкин очень любил наши суровые зимы и густо засыпанные снегом деревья.
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…»
(С. А. Есенин)
Могучие деревья в дремучем лесу стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд.
- Дети, вы видели лес зимой? Какой он?
- Какие деревья изобразил на своей картине И. И. Шишкин?
- Чем покрыты ветки деревьев?
- Какого цвета снег (иней?
- Когда появляется иней на деревьях? (в морозный день).
- Нравится ли вам зимний лес?
- Кого бы вы встретили, если вошли бы в этот волшебный зимний лес? (Снегурочку, Деда Мороза и т. д.)
- Я вижу, как пролетела Снежная королева и заморозила, запорошила, заколдовала, покрыла леденящим инеем наш сосновый бор.
Посмотрите, дети, она и над этой картиной пролетела и превратила её в глыбу льда. Как мы теперь узнаем, что было изображено на картине?
- Что надо сделать, чтобы снег (лед) растаял?
Опыт. Рисунок нарисован соком лимона. Его мы держим над горящей свечкой. Постепенно начинает проявляться изображение картины.
- Какую картину нам напоминает этот рисунок? (На севере диком)
- Правильно, Иван Иванович Шишкин эту картину нарисовал к стихотворению Лермонтова «На севере диком…»
- Кто это стихотворение расскажет?
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет».
(М. Лермонтов)
Дети, сегодня мы с вами побывали в сказках волшебного леса, который нарисовал И. И. Шишкин. Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительна, красива и богата наша природа. Любите и берегите её!