Ольга Чичерова
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста.
Тема : «Звуковая культура речи : звук /ц /».
Цели и задачи:
Учить различать слова, содержащие звук «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах).
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Публикация «Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста „Звуковая культура речи, Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка.
Развивать творческие способности, путем участия детей в сюжетных играх.
Воспитывать усидчивость, внимание.
Оборудование:
Доска; картинки Язычка,кузнечика ; маски курицы, цыплят и кошки (см. приложение 1); яйцо- игрушка; картинка-раскраска.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие с нашим давним другом, который является одним из самых главных помощников в нашей речи. Кто он, нам поможет вспомнить загадка:
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхает,
Когда мы молчим.
Что это?
Дети: Язык.
Воспитатель: Правильно, молодцы (на доске появляется мультяшная картинка язычка).
А теперь послушайте, какую историю рассказал мне сегодня Язычок.
(Воспитатель рассказывает историю, по ходу проводя с детьми артикуляционную зарядку).
Проснулся Язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал Язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил Язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо Язычок. Мы больше не станем тебя кусать»,.и выпустили Язычок из ротика.
Вышел Язычок из ротика и попал на лужок. Осмотрелся, все ему здесь незнакомо, «Наверное, я заблудился!»- подумал Язычок и заплакал.
Как плачут маленькие детки?
Дети: Уа.
Воспитатель: Вспомнил, как нужно звать на помощь и закричал. Как мы кричим, когда заблудимся?
Дети: Ау.
Воспитатель: Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в траве песенку, и стал слушать:
«Ц-ц-ц-ц-ц»-раздается из травки
Кто же это поет? – думает Язычок.
Ребята, как вы думаете, кто издает такой звук на лугу : «ц-ц-ц-ц-ц».
Дети: Кузнечик.
(на доске появляется иллюстрация кузнечика).
Воспитатель: Правильно. Какую песенку поет кузнечик, давайте ему подпоем.
Дети: Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.
Воспитатель: Предложил кузнечик Язычку с ним поскакать, давайте и мы сними поиграем.
Физкультминутка про кузнечика :
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Высоко на носок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Воспитатель: Идет Язычок дальше по лужку и поет песенку кузнечика. Какую?
Дети: «Ц-ц-ц-ц-ц».
Воспитатель: А на встречу ему Курочка. Идет, горько плачет.
(Один из детей в маске изображает плачущую Курочку).
Язычок спрашивает: «Вы почему плачете?»
А курочка в ответ: «Я потеряла своих цыплят! Вы их не видели?»
Дети: Нет, не видели.
Воспитатель: Ребята, как можно позвать цыплят?
Дети: цып-цып-цып.
Воспитатель: Давайте поможем Курочке и позовем цыплят.
Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).
(появляются 3 детей в масках цыплят)
Воспитатель: Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка.
(появляется ребенок в маске кошки, крадется к цыплятам).
Воспитатель: Как зовут кошку?
Дети: Царапка.
Воспитатель: Царапка говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап».
Что сказала кошка?
Дети: Сейчас я цыплят цап-царап…
(цыплята прячутся за Курочку).
Воспитатель: Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!»
Дети повторяют несколько раз.
Воспитатель: Царапка испугалась и убежала.
Курочка с цыплятками обрадовались и решили с вами поиграть.
Физкультминутка «Курочка с цыплятами».
(дети повторяют слова и движения за воспитателем)
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать, (дети идут вслед за воспитателем по кругу)
А за ней ребятки,
желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
не ходите далеко, (грозим пальчиком)
Лапками гребите,
зернышки ищите. (присели и гребём руками)
Воспитатель: Курочка так обрадовалась, что вы спасли ее цыплят от Царапки, что снесла яйцо! Что снесла Курочка (у курочки в руках появляется яцо-игрушка).
Дети: Яйцо.
Воспитатель: Давайте повторить чистоговорки: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо», «Цо-цо-цо- у курицы яйцо».
Дети повторяют.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Язычку очень понравилось с вами путешествовать, но ему пора возвращаться в ротик, а нам группу. Но мы обязательно еще встретимся с нашим другом язычком в следующем путешествии. Давайте скажем Язычку: «До свиданьица!».
Дети повторяют.
Итог:
Что делали?
С кем путешествовали?
Кого встретили?
Что понравилось?
Поощрение детей ( картинка-раскраска: курица с цыплятами и яйцом).
(См. приложение 2).