Евгения Иванова
Конспект открытого занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
Тема занятия : Звуковая культура речи : работа со звуками ж – ш.
Выполнила:Воспитатель
Иванова Е. В.
г. Мариинский Посад 2015
Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи, Звуковая культура речи „Работа со звуками [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки, игрушка ослик.
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.
Воспитатель загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
- а сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка»
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(Сжимаем кулаки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.
Подготовка артикуляционного аппарата. Покажите
- Покажите. как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Воспитатель: а теперь давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки желтого и зеленого цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
«Четвертый лишний»
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
Физкультминутка :
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел, поворот туловища вправо
Вот налево полетел, поворот туловища влево
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук наверх полетел руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали, на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика» :
У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.
Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.
«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»
Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.
Рефлексия. Итог.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.
– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!