Татьяна Безменова
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Коза-кормилица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы
В рамках проекта «Моё родное село — Кирсановка»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование знаний об укладе сельской жизни, в частности родном селе Кирсановка. Знакомство детей с традицией села –вязание пуховых платков.
Задачи:
-Развивать представления детей о родном крае
Публикация «Конспект НОД с детьми разновозрастной группы „Коза-кормилица“» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- Расширять познавательный интерес детей
-Совершенствовать умение слушать педагога
- Пополнять словарный запас.
-Воспитывать любовь к родному селу
Предварительная работа: чтение стихов о Родине, просмотр презентации «Моя Кирсановка».
Словарная работа: сельский, чесать, пуховый.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение:
-Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной.
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной.
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной.
С добрым утром,
Край родной!
(Г. Ладонщиков)
-Ребята, как вы понимаете слова «Край родной»?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, родной край - это наша малая родина. Место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные и близкие люди. Это то место, любовь к которому остаётся в сердце человека навсегда. Наша страна, Россия, очень большая, люди живут в разных населённых пунктах – больших и малых городах, сёлах, деревнях. Ребята, напомните мне, как называется село, в котором мы с вами живём?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, ребята, мы живём с вами в селе Кирсановка. Ребята, а кто мне скажет, чем город отличается от деревни?
Ответы детей.
Воспитатель:
-В наши дни города отличаются от деревень и сёл большей численностью населения и характером занятий их жителей. В городах находятся крупные предприятия, большие магазины и торговые центры, университеты, институты, редакции газет и журналов. Города застроены очень плотно, и во многих из них большинство жителей живут в многоэтажных зданиях.
Педагог демонстрирует картинку города.
В сельской местности темп жизни совсем иной, не такой быстрый, как в городе. В небольших сёлах каждый житель знает практически всех остальных. В селе принято здороваться с каждым встречным — ведь общение друг с другом очень тесное. В городе же круг общения ограничен только хорошо знакомыми между собой людьми, родственниками, коллегами по работе.
В сельской местности, как правило, преобладают 1-2-этажные дома на одну семью.
Педагог демонстрирует картинку села.
Многие сельские жители имеют сады и огороды, держат домашних животных. Вот и ваши родители, ребята, занимаются земледелием, разводят курей, кроликов, держат коров, быков, поросят.
Давайте посмотрим альбом о нашем селе Кирсановка.
Дети рассматривают альбом «Наше родное село –Кирсановка» и лэпбук «Моя Кирсановка». Педагог обращает внимание детей на карточки, где изображены сельские профессии –фермер, доярка, конюх, птичница и т. п.
Воспитатель:
-Ребята, что вы видите на картинках? Как вы думаете, люди каких профессий изображены на картинках?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, в селе многие жители держат домашних животных, в селе принято называть -скот. Скажите мне, а какие животные есть у вас дома?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, вот вы сказали, что у вас есть коровы, поросята, куры, утки. А у кого родители держат вот такое домашнее животное?
Педагог показывает картинку козы.
Ответы детей.
Рассказ воспитателя о Воронежском пуховом платке.
-Ребята, с давних времён в Воронежской области и в нашем селе Кирсановка люди разводили специальных пуховых коз, которые обеспечивали достаток многим семьям. Традиция вязать платки, носки, варежки в нашем селе существует очень давно, ваши бабушки, прабабушки все умели вязать эти замечательные тёплые вещи. Воронежские козы обладают лёгким, тёплым, мягким, шелковистым, длинноволокнистым пухом белого, черного, светло-серого, темно-серого, коричневого цветов.
Наши Воронежские платки знают далеко за пределами региона, они считаются неформальным брендом края. Воронежские платки вполне могут конкурировать со знаменитыми Оренбургскими платками. Не такие красивые, зато практичные. Наши платки более плотные и отличаются от Оренбургских, тем, что пух прядется по нити. Узоры не такие ажурные, но Воронежский платок прекрасно согреет в лютый мороз, защитит от сквозняков и ненастного ветра. Его можно повязать на голову, использовать как одеяло, даже завернуть малыша.
Педагог демонстрирует пуховый платок, спицы, клубок прялку, чёски.
Дети подходят, рассматривают платок, трогают руками, примеряют.
Дети подходят, рассматривают платок, трогают руками, примеряют.
Воспитатель:
-Ребята, казалось бы, всё очень просто, вот он платок, бери и носи, но оказывается, процесс изготовления платка очень трудоёмкий и сложный. Прежде чем получить такую красоту, нужно затратить много сил и времени. Сначала, ранней весной, козочку нужно вычесать. Для вычесывания используют деревянную гребенку. Это деревянные лопатки с длинными, загнутыми в виде полуколец зубьями. Сначала пух чешут редкой гребенкой, затем частой. Все действия выполняются медленно и плавно, чтобы не повредить кожу животного. Иногда коз стригут специальными ножницами.
Затем пух сортируют, очищают, моют, сушат, а потом чешут специальными чёсками –дощечки с ручками и маленькими загнутыми иголочками. Работа, требующая усидчивости и концентрации.
Таким образом получали мягкий, шелковистый пух, который потом мастерицы пряли. В старину женщины пользовались вот такими прялками. Ручные прялки большая редкость, сейчас рукодельницы пользуются в основном электрическими прялками. С помощью прялки пух пряли на нить, когда был готов клубок, мастерица приступала к вязанию платка.
Вяжут платок железными спицами примерно две недели, ведь у женщины на селе много и других забот. Очень опытные рукодельницы могут связать платок за неделю. Затем платок аккуратно стирают, натягивают на специальную рамку и сушат.
Как видите, ребята, процесс изготовления платка очень долгий и кропотливый, требующий очень много сил и времени.
Воспитатель:
-К большому сожалению, но пуховые козы становятся большой редкостью в наших домах. Всё меньше людей занимается разведением этих замечательных животных - кормилец. Даже живя в селе, многие из вас, ребята, козу видели только на картинке. Давайте попробуем с вами изобразить козу.
Дети изображают козу, имитируют голос животного.
А теперь поиграем в игру «Тень, тень, потетень». Эта игра всем вам хорошо знакома. Кто главная героиня в игре?
Дети: коза.
Провидится игра «Тень- тень, потетень».
Воспитатель:
-Ребята, так хочется, чтобы старинный промысел нашего села – вязание платков, был не забыт, а пуховые козы жили у многих из вас. Это, конечно, задача взрослых, а мы с вами давайте сделаем маленьких пушистых козочек из пластилина. А чтобы козочки были похожи на настоящих, пух сделаем из кусочков белой, и крашеной в серый и коричневый цвет ваты.
Продуктивная деятельность детей.
Дети лепят композицию «Козочка на лужайке».
Рефлексия:
- Чем отличается город от деревни?
-Чем занимаются люди в селе?
-Для чего с давних пор разводят коз в Кирсановке?
-Как используют пуховый платок?
Выставка детских работ в приёмной.