Любовь Владимировна Волкова
НООД по речевому развитию детей подготовительной к школе группы «Рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Совершенствовать словесно - логическое мышление у детей; развивать объяснительную и доказательную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, используя определения и сравнения. Пополнять активный словарь детей.
Словарная работа: «Север дикий», риза, пропасть, величавая.
Публикация «НООД по речевому развитию детей подготовительной к школе группы „Рассматривание картины И, Шишкина „На севере диком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
Материал и оборудование: Картина зимнего пейзажа, картинки зимующих и перелетных птиц, Картина И. Шишкина «На севере диком», записи песен, магнитола, елочка, раздаточный материал маленькие елочки.
Предварительная работа. Целевые прогулки, наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, рассматривание картин, заучивание стихотворений, песен, чтение рассказов, сказок.
Ход НООД
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много сегодня пришло к нам гостей. Они пришли посмотреть какие вы стали большие, умные, как много вы знаете и как можете хорошо отвечать.
-Дети, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.
Звучит музыка (или песня о зиме)
Разминка. Вопросы :
- О каком времени года эта песня?
-А какое сейчас время года?
-Какой идет сейчас месяц?
-Назовите зимние месяца?
-Какой месяц начинает зиму, а год заканчивает?
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Дети, посмотрите на картину.
- Какое время года изобразил художник?
-Почему вы так считаете?
-Назовите приметы зимы?
-Какого цвета больше всего на картине?
-Почему больше всего белого цвета?
-Из чего сделан снеговик?
-Сколько комков пошло на снеговика?
-Почему внизу самый большой комок?
- Какой снег лучше подходит для лепки снеговиков: сырой или сухой?
Игра «Какой бывает снег?»
(мокрый, липкий, сыпучий, пушистый, белый, холодный, скрипящий и т. д.)
Воспитатель: - Назовите родственные слова к слову снег?
(Снегурочка, снегопад, снегокат, снегогон, снежный, снежинка, снеговик).
Вопросы:
-Вам нравится, когда выпадает много снега? Почему?
-А для кого это может быть плохо? (зверей, птиц)
-Почему птицам зимой голодно?
-Есть птицы зимующие, есть перелетные. Объясните, почему они так называются?
-Каких зимующих птиц вы знаете? (ворона, голубь, глухарь, воробей, дятел, синица, снегирь).
-Как называется эта птица? (Снегирь).
-Как вы думаете, на каком дереве сидят птицы: на лиственном или хвойном?
-Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными?
-А какое дерево мы украшаем на Новый год? (Елка).
Споем об этом дереве песню.
Музыкальная пауза.
Хоровод «Маленькой елочки» с движениями вокруг елочки.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Затем воспитатель обращает внимание детей на картину И. И. Шишкина «На севере диком».
-Дети, когда И. И. Шишкин прочитал стихотворения М. Ю. Лермонтова, он решил написать по стихотворению картину «На севере диком».
Вопросы детям:
-Какие картины этого художника вы уже знаете?
-Как вы понимаете выражение «север дикий»? (Риза, величавая)
- Посмотрите, какая сосна на картине?
-Какими словами М. Ю. Лермонтов описал ее убранство?
-Какими словами можно сказать о небе, о снеге?
-Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Воспитатель предлагает детям войти в картину, осмотреться, рассказать всем об увиденном, вызывает 2-3 детей.
Опиши свои впечатления. Что ты чувствуешь? : холод, мороз, страх.
Рассказ воспитателя по картине.
«Художник И. И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал «На севере диком». Эта картина навеяна настроением от прочтения стихотворения
М. Ю. Лермонтова.
На переднем плане – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные одежды. Она горда и не преступна. Пушистый, рыхлый, розоватый снег покрывает горные вершины.
На втором плане – глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое небо, на котором повисли облака, похожие на бесформенные куски ваты. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы.
Анализ занятия.
Воспитатель:
-Дети о чем, мы сегодня говорили на занятии?
-Что интересного вам запомнилось?
Р. S. В заключении занятия воспитатель предлагает детям поставить рядом с одинокой сосной маленькие елочки, чтобы ей не было одиноко в преддверии Новогодних праздников и позвать для них Дедушку Мороза.
Литература
1. О. С Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.
Москва – 2007
2. О. С. Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников
Москва - 2008
3. Н. Н. Гусарова. Времена года. Санкт Петербург -2010
4. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи. Москва - 2012