Елена Кожанова
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Тайны капелек воды»
▼ Скачать + Заказать документы
(I вариант)
Выполнила: Кожанова Елена Михайловна, воспитатель 1 к. к.
Цель: формирование у детей представлений о воде, как одном из источников жизни на планете Земля посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и
всех живых существ, о состояниях воды (твёрдом, жидком, газообразном, объектах воды в природе (реки, моря, океаны, осадки и др.); формировать представления о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе; познакомить со свойством воды, как жидкости (способности растворять в себе другие вещества).
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы „Тайны капелек воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
развивать речь, логическое мышление, любознательность, интерес к экспериментированию, к самостоятельной исследовательской деятельности, эстетические чувства к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, мне пришло сообщение о том, что с нами желают познакомиться представители внеземной цивилизации. А вы хотите пообщаться с инопланетянами? Только предупреждаю, инопланетяне недавно к нам прилетели и ещё не научились говорить на нашем языке, но уже умеют писать. Будем читать их послания, хорошо? Тогда внимание на экран.
Слайд 1, 2 появление летающей тарелки. Гуфи. Здравствуйте, жители планеты Земля! Вас приветствует космический путешественник и великий ученый Гуфи. Я изучаю тайны звезд и планет.
Воспитатель. Ребята, поприветствуем нашего нового друга. Здравствуй, Гуфи, рады видеть тебя.
Слайд 3. Гуфи. Земляне, ваша планета самая красивая во Вселенной. Полюбуйтесь, как выглядит Земля в космосе. Я сделал фото.
Слайд 4. (фото планеты)
Воспитатель. Какая красивая наша планета! Правда, ребята?
Слайд 5. Гуфи. Помогите узнать мне тайны планеты Земля. Почему ваша планета голубого цвета?
Воспитатель. Ребята, поможем Гуфи? Как вы думаете, почему наша Земля голубая?
Много или мало воды на нашей планете? Где в природе встречается ещё вода? Зачем нужна вода? Как вода попадает в наш кран?
На нашей планете есть много морей, океаны… А какой вкус у морской воды? Солёной водой можно утолить жажду?
Чистой, пригодной для питья воды на планете мало. Поэтому её нужно беречь! Как вы, дети, можете беречь воду? (Не открывать во весь упор воду в кране, хорошо закрывать кран после мытья рук, не набирать полную ванну воды при купании., не бросать мусор в водоёмы.)
Слайд 6. Гуфи. Кому нужна вода?
Воспитатель. Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поиграть в игру "Кому нужна вода?".
"Кому нужна вода" - Игровизоры. : Дети обводят фломастером изображения тех, кому нужна вода.
Воспитатель. Какой вывод можно сделать? Вода нужна всему живому на планете: растениям, животным, людям. Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла? (Земля станет пустыней, всё живое исчезнет.)
Вода - это один из источников жизни на планете Земле.
Слайд 7. Гуфи. Что такое вода?
Воспитатель. Учёные, чтоб познать тайны окружающего мира, проводят различные опыты и исследования. Ребята, а вы хотите стать учёными- исследователями? Чтобы лучше узнать о воде, отправимся в Академию Экоши. Там нам предстоит интересная работа. Мы с вами исследуем тайны воды.
Опыт №1 "Вода - жидкость"
Воспитатель. Как вы думаете, что у вас в стаканах? Как вы догадались?
Дети определяют свойства воды: нет цвета, запаха, вкуса, прозрачная.
Воспитатель. Хотите поиграть с капельками воды? Накапаем пипеткой большие и маленькие капельки на рамочку (рамки из прозрачного бесцветного пластмасса). Наклоняем рамку вниз, вверх, вправо, влево. Что происходит? Маленькие капельки цепко держатся за поверхность. Большие капли тяжёлые, потекли ручейками. Вода течёт – значит, вода - это жидкость Мы познакомились с жидким состоянием воды.
Опыт № 2 "Жидкая вода - хороший растворитель"
Воспитатель. Предлагаю в стакан воды и добавить немного белого вещества, которое находится у вас на блюдце. Размешаем воду осторожно. Посмотрите, что случилось с белыми кристаликами?
Дети. Белые кристалики почти все исчезли. Они растворились в воде.
Воспитатель. Попробуйте, какая стала теперь вода на вкус? Кто догадался, что вы клали в воду? Значит, жидкая вода может растворять вещества. А можно из воды обратно сахар взять? Вода растворяет вещества и хранит их в себе.
Опыт №3 "Пар - газообразное состояние воды"
Воспитатель. Чтобы узнать ещё одну тайну капелек воды, мы вскипятили её в чайнике. Чайник очень горячий. Осторожно снимаю крышку. Что такое белое поднимается вверх из чайника? Что такое пар? - это маленькие частицы воды. Подставим над паром стекло. Что на стекле теперь видно? Посмотрим в лупу. На холодном стекле появились капли воды.
Какой вывод можно сделать? Пар - тоже это вода. Только расстояние между капельками больше, они быстро двигаются, разлетаются. Такое состояние воды называется газообразным. Повторим это слово вместе. Пар-это газообразное состояние воды.
Опыт № 4 "Лёд - твёрдое состояние воды"
Воспитатель. Я хотела холодной воды попить, поставила воду в холодильник. И вот результат. Что стало с водой?
Вода при низкой температуре в холодильнике замёрзла и превратилась в лёд. Лёд - это твёрдое состояние воды. Но вот что странно. Я ведь в обе банки наливала одинаковое количество воды, даже уровень налитой воды пометила красной линией. Уровень льда в банке выше красной линии. (сделать отметку.) Почему? Значит вода, когда замерзает, занимает больше места. Капельки воды при замерзании увеличиваются в объёме, становятся льдинкой. Как будто капельки держась крепко за ручки, слегка разошлись в стороны.
Самостоятельная деятельность детей – опыты со льдом, растворение веществ в воде (соль, сахар, пищевая сода, кофе).
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам заняться самостоятельной исследовательской деятельностью. Вы можете сами проводить любые опыты с водой. Только мне тоже очень хочется узнать, что же вы будете исследовать. Поделитесь своими знаниями?
Подвижная игра "Капельки" (круговорот воды)
Моделирование схем 3-х состояний воды на ковре - "Чудесные превращения "
Покажем Гуфи, чудесные превращения воды.
Слайд 8, 9, 10, 11, 12,13, 14 (объекты воды в природе)
Воспитатель. Ребята, вода- большая ценность на земле! Настоящее сокровище. Полюбуемся на Царство воды. Мы узнали некоторые её тайны. Но к сожалению время сеанса космической связи подошло к концу. И нам пора попрощаться с Гуфи.
Слайд 15. Гуфи. Спасибо за новые знания! До свидания, до новых встреч, мои друзья!
Воспитатель. Дети, попрощаемся с Гуфи. (До свидания, прилетай к нам ещё)
Слайд 16, 17. Гуфи улетает на летающей тарелке. [/b]
Воспитатель. Ребята, расскажите, что вам понравилось, что нового узнали сегодня?
Если вам было интересно, похлопайте в ладоши. Если нет, топните ножкой.
Планируемый результат: у детей сформированы представления о воде, её состояниях и свойствах; дети научились анализировать, устанавливать простые причинно-следственные связи, делать выводы; проявляют активность в познавательно-исследовательской опытнической деятельности; научились бережно относиться к воде, как к одному из источников жизни на планете Земля.
Примечание: Рекомендую с осторожностью подходить к выбору персонажа инопланетянина для презентации к занятию. Предварительно можно посмотреть с детьми детские мультфильмы по данной тематике (например, "Тайна третьей планеты", почитать книжки, посмотреть иллюстрации, провести беседу. Персонаж не должен выглядеть агрессивно, напугать какого-нибудь ребёнка. Лично я сделала подборку: несколько самых нестрашных на вид персонажей - положительных героев. Поинтересовалась у детей, хотели бы они пообщаться с инопланетянами - добрыми персонажами из детских мультфильмов и книг. Потом предоставила им выбрать, кого они хотели бы пригласить в детский сад. Когда дети просматривали изображения "инопланетян", внимательно следила за их реакцией, чтобы быть твёрдо уверенной в правильности выбора. Таким образом был выбран персонаж Гуфи.
Для озвучивания презентации к занятию я использовала "Звуки природы": космическая мелодия, шум моря, дождя, водопада и др.