Валентина Коротаева
Конспект НОД по ФЭМП «Сложение и вычитание в пределах 10» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Состав числа из двух меньших.
Образовательная область : Позновательная развития
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, математической речи, произвольности поведения, логического мышления в ходе деятельности.
Задачи :
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Сложение и вычитание в пределах 10“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
Обучающие: продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закрепить навык ориентировки на тактильном листе в клетку.
Развивающие: развивать умение видеть в окружающих предметах разные возможности для развития. Развивать умение вести диалог, используя математическую речь.
Воспитательные: учить детей отвечать по очереди, не перебивать друг друга, оценивать свою работу и работу товарища, формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её. Прививать интерес к математическим занятиям.
Ожидаемые результаты
Дети умеют составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Использовать цифры и знаки для выкладывания примера на колодке. Умеют работать с карточкамию Ориентируются на листе в тактильную клетку.
Методы и приемы:
беседа, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация, проблемная ситуация, опора на предыдущий опыт, создание ситуации успеха.
Материалы и оборудование:
колодка, гвозди, карточки с заданием, пингвины на льдинах, аудио проигрыватель.
Организационный момент:
1 этап Мотивационный
Положительный, эмоциональный настрой детей на работу.
В: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
Д: вторник
В: Кто помнит, какое занятие у нас первое во вторник?
Д: математика
В: Верно, математика, совсем скоро вы пойдете в школу а в школе необходимо знать цифры, уметь считать, решать задачи, а хотите сегодня мы будем играть в школу? Проведем наше занятие как в школе?
Д: да.
В: ну что, тогда давайте организовано начнем наш урок!
Звенит звонок.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
(Проверка готовности рабочих мест).
Задание 1. Карточка №1.
Чтение цифр, цепочкой. (закрепление образа цифр)
На карточке в разброс напечатаны цифры, дети читают их по очереди, сами проверяют, правильно ли названы цифры.
2 этап Основной.
Интеллектуальная разминка
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько углов у квадрата? (4)
Сколько хвостов у пяти коров? (5)
Сколько лап у двух гусей? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Назови выходные дни (Cуббота, воскресенье)
Назови число, следующее за числом 5. (6)
Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
-Ребята, как вы думаете, что делают на уроке математики ученики в школе?
Дети отвечают и сами планируют варианты работы (целеполагание)
Верно, и мы сегодня с вами будем работать с цифрами будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы их решить.
Задание 2. Карточка №2. Работа с составом числа
Раздаю детям листы с примерами, дети цепочкой читают примеры и приходят к выводу, что во всех примерах один ответ. (Что объединяет все эти примеры? Что общего в них)
Задание 3. Работа с раздаточным материалом
В: расположите льдины так, чтобы слева была льдина с пингвинами, а справа –пустая льдина. А теперь пересадите одного пингвина на льдину справа, Маша, скажи, пожалуйста, что у нас получилось, из каких двух чисел состоит число 10?
Маша отвечает
Такая работа проводится до тех пор, пока дети не пересадят всех пингвинов на правую льдину и не назовут разные комбинации состава числа 10.
Задание 4. Решение задач
В:ребята, уберите пустую льдину, давайте придумаем задачу про пингвинов
Например: Я пять уберу. Составьте задачу про то, что я сделала.
Вызванный ребенок рассказывает задачу.
-Что мы знаем? Сколько было пингвинов? Сколько пингвинов я убрала?
-Да, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько пингвинов осталось на льдине - это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Больше или меньше стало пингвинов т после того, как я убрала 5?
-Правильно, стало меньше. Давайте выложим решение задачи на колодке. А чтоб разбудить наши пальчики сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. «Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Никого я не боюсь!» (отрицание –указательным пальцем)
Говорит она: «Кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Проводится 2 раза, тихо и громко.
Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу, на сложение. Кто самостоятельно хочет придумать задачу?
Дети придумывают и решают.
В: А теперь я предлагаю вам выложить пример решения задачи на колодке.
Физминутка «У жирафов…»
У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Задание 5.
Графический диктант по тактильным клеткам.
(Дополнительное или в инд. работу)
Заключительный этап:
Рефлексия занятия.
1. Ребята, скажите, сегодня на занятии мы научились чему -либо новому, или мы тренировались и готовились к школе?
2. Что вам понравилось в занятии?
3. Оцените сами свою работу.