Ирина Пепеляева
Конспект НОД «Рыбный промысел поморов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Знакомство дошкольников с профессиями родного края»
«Рыбный промысел поморов»
(изучение профессии рыбака в культурно-историческом контексте)
Возрастная группа: подготовительная к школе
Форма проведения: интегрированное занятие
Цель: Углубление знаний дошкольников о труде рыбаков на Русском Се-вере, культуре и быте поморов на основе использования исторических фак-тов.
Публикация «Конспект НОД „Рыбный промысел поморов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Продолжать формирование представления о роли и значении труда рыбаков (рыбного промысла) в жизни поморов. Расширять и обобщать полученные ранее знания об особенностях жизни предшествующих поколений.
Воспитывать у дошкольников интерес к изучению культуры и истории северного края, уважительное отношение к трудовой деятельности.
Обогащать словарный запас дошкольников, расширять кругозор.
Материалы и оборудование:
Фотографии Белого моря, карта Архангельской области; картинки с изоб-ражением рыб – обитателей Белого моря, тематические иллюстрации, для игры: удочки, рыбки; карточки с загадками про рыб.
Предварительная работа: знакомство с историей, культурой, бытом и традициями поморов, чтение сказок С. Г. Писахова, пословиц и поговорок о рыбе.
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям (с северным акцентом) :
- «Драсви, ребята!», я поздоровалась с вами необычно, по-поморски, по-северному, так раньше приветствовали друг друга наши земляки-поморы.
- Кто такие поморы? Что вы о них знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется наш родной край? Почему? (Ответы детей)
Вывод: В краю суровом, северном, с древних времен жили сильные, вы-носливые люди - поморы. Вся их жизнь зависела от Белого моря, где они вели промысел рыбы, морского зверя.
Иллюстрации «Рыбный промысел», «Поморы».
Показать на карте место расположения Архангельской области.
Воспитатель: А почему именно морской и рыбный промысел стал основ-ным видом деятельности поморов? (ответы детей)
Верно, Поморье богато реками озерами, а главное – рядом находится Белое море, куда выходили на промысел наши предки.
Фотографии с изображением Белого моря
( звучит музыка: «Шум волн» - инструментальная мелодия, дети выпол-няют упражнение «Лодочка»).
(Воспитатель сопровождает движения детей художественным словом)
От берегов покрытых льдом,
Навстречу вечной ночи,
Под ветром злым спешат бегом,
Отчаливают кочи.
Коль не боишься, то садись
За весла вместе с нами.
К народу, что проводит жизнь
В охоте с гарпунами.
А. Торос «Помор»
Воспитатель продолжает рассказ о поморах. Беломорье - раздольный, но суровый край. Трудно на море, но оно кормило. Выходили по открытой воде на промысел тресочки, которой "ежели солоненькой не поешь, на работе не потянешь". Промышляли сельдь, сигов, навагу, семгу. (картинки с изображением рыб)
Труд на море требовал от каждого помора не только физической силы, выносливости, закалки, сноровки, но и отличного знания морского дела, морского пути, навыков в промысле рыбы и зверя. "Морем живем, им и кормимся" - говорили поморы.
Воспитатель: А на чем выходили в море и реки рыбаки?
На Севере сооружались крепкие суда для дальних плаваний: лодьи, кар-басы, кочи.
Иллюстрации «Поморская лодья», «Холмогорский карбас», «Поморские кочи», а также орудия ловли.
. К рыбацкому промыслу детей приучали сызмальства. Уже в 10 лет выходили в море помогать отцам. А совсем маленьким детям мамы пели колыбельные о море, о рыбаках.
Девочка в русском костюме с куклой - младенцем исполняет колыбельную.
Баю - бай, баю - бай.
Рыбка - семга приплывай,
Олексейку поджидай.
Олексейка подрастет,
С татой на море пойдет,
Станет рыбку он ловить,
Станет маму он кормить.
В одиночку труд на море невозможен, поморы шли на промысел "обще-ством" или "артелью", и каждый друг другу был помощником. "Держись в море около людей, беду одолеешь", - говорили поморы.
Давайте же и мы с вами все вместе отправимся на рыбный промысел :
Проводится подвижная игра в командах «Рыбная ловля»
. Суров климат Беломорья, но покойно переносят его невзгоды поморы - и стар, и млад. Отсюда - стойкость, выносливость, молчаливое мужество поморов. Жизнь закалила.
Воспитатель:
Славен Север наш лесами,
Славен удалью морской,
Холмогорскими коровами,
Да рыбою треской.
Воспитатель. Чтобы быть сильными надо хорошо кушать. Питание севе-рян, несмотря на простоту блюд было довольно разнообразным.
А что являлось основным продуктом питания поморов, вы узнаете, отгадав загадки:
1. По земле не ходит,
На свет не глядит,
А на обед и на ужин
Все ее зовут. (рыба)
2. Какое дитя мать не воспитывает? (рыба)
3. Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
Щука не проглотит. (рыба ерш)
4. Рот есть - не говорю.
Глаза есть - не мигаю. (рыба)
Воспитатель. Шестьсот лет Поморье стояло на рыбе, крепилось ею и все-гда рыбы было безвыводно. На семью поморянин, по обыкновению, запасал до трех бочек рыбы (800 кг). Но любили поморы и трещечку. Рыба, в те времен а, по цене была приравнена к хлебу. Интересно то, что поморы вывозили на рынок более 150 тыс. пудов наваги. Не случайно про навагу говорили на Севере: "Царская рыбка. Наважки всякий хочет". Навага, как и треска, не приедается. Очень много поморы ловили семги - золотой рыбки. Промысел начинался с первым ледоставом и оканчивался 15 января.
Игровое упражнение: «Варим уху»
По сей день заготовка рыбы у нас на Севере - один из основных видов трудовой деятельности. На территории Архангельской области существуют рыбозаготовительные предприятия и предприятия, которые занимаются производством рыбной продукции. Наша рыбная продукция известна во всем мире.
Итоги занятия: Т. е. можно сделать вывод о том, что традиции рыбного промысла в нашем регионе получают свое развитие в современной жизни северян.