Асима Джаденова
Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать +Заказ
Конспект подгруппового занятияпо коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе логопедической группе.
Тема: «Путешествие за сокровищами»
Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
Цели: Образовательные :
• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука «Р».
• Продолжать учить правильно, произносить звук «Р» в слогах и словах.
Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в слогах и словах „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Упражнять в согласовании существительных с числительными 2 и 5.
• Упражнять в определении наличия и места звука «Р» в словах.
• Продолжать учить подбирать слова – антонимы.
• Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие:
• Продолжать развивать речевое дыхание и голос.
• Продолжать развивать фонематический слух.
• Продолжать развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку.
• Продолжать развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• Продолжать формировать навыки учебной деятельности.
• Воспитывать любознательность.
Оборудование:
• карта «Острова в океане»
• игрушки: парусник, пират, обезьянка, пальма
• набор картинок «Угощение»
• набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон)
• пособие «Дерево» (картинки для образования родственных слов)
• сундучок с грушами
• пособия для развития мелкой моторики (камешки, карандаш с тесьмой)
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках нам будет звук, который произносится в словах (рыба, матрос, морской, шторм, корабль). Вы догадались, что это за звук?
Дети: Звук «Р-Р-Р»
2. Уточнение артикуляции звука «Р», характеристика по акустическим признакам.
Логопед: Чтобы звук «Р» отправился с нами в путешествие, расскажите о нём? Что делают губы, зубы, язык, когда мы его произносим?
Дети: Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
Логопед: Что ещё вы знаете о звуке «Р»? (характеристика звука по схеме).
Дети: Звук «Р»- согласный звук, произносится твёрдо и звонко с голосом.
Игра: «4-ый лишний».
Логопед: Прежде чем отправиться в путь, я хочу убедиться, что вы грамотные и сообразительные. Мы поиграем в игру «4-ый лишний». Слушайте внимательно.
Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.
Дети: Тетрадь.
Логопед: Крыжовник, брусника, груша, смородина.
Дети: Груша.
Логопед: Вертолёт, аэроплан, ракета, парусник.
Как можно назвать эти слова одним общим словом?
Дети: Транспорт.
Логопед: А на чём из этого транспорта можно отправиться в плавание?
Дети: На паруснике.
Логопед: Вот мы и поплывём за сокровищами на этом паруснике (показывает парусник). А что ещё нужно для того, чтобы найти сокровища?
Дети: Нужна карта.
(Дети с логопедом идут к столу, на котором лежит пиратская карта).
Логопед: У меня есть такая карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.
3. Пальчиковая гимнастика:
Логопед: Давайте столкнём наш парусник на воду. Камни стучат по дну «Р-Р-Р» (дети перебирают в руках камешки и произносят звук «Р-Р-Р»). Теперь поднимаем якорь. Цепь тяжёлая, гремит громко «Р-Р-Р-Р» (дети наматывают тесьму на карандаш и произносят звук «Р-Р-Р-Р» длительно).
4. Автоматизация звука «Р» в слогах.
Логопед: Берём курс на первый остров. Волны плещутся за бортом, раскачивают наш парусник.
(Дети повторяют за логопедом слоги и делают движения руками).
Пра-про-пры Бро-бра-брэ
Гры-грэ-гро Тра-тру-тры
Кру-кро-кра Фрэ-фра-фро
Дро-дру-дрэ Вры-вро-вра
5. Автоматизация звука «Р» в словах.
Игра: «1-2-5» (Согласование существительных с числительными).
Логопед: На первом острове в страшной пещере живёт зубастый, голодный, пятиголовый, (Дракон). Чтобы Дракон подобрел и разрешил нам поискать сокровища, давайте его накормим из наших запасов. Вы будете угощать его:
пирожками, грушами, ватрушками, гранатами. Играем в игру: «1-2-5».
(Каждый ребёнок считает свои предметы).
Сокровищ на этом острове мы не нашли. Теперь ты будешь капитаном нашего парусника, держи курс к следующему острову.
Логопед: А на втором острове живут люди из одной семьи. Они родственники, но сегодня они поссорились. Чтобы их помирить, вам нужно подобрать родственные слова к слову «рыба». Посмотрите, у меня есть дерево родственных слов, оно поможет выполнить это задание.
(Дети подбирают и называют родственные слова к слову «рыба» : рыбы, рыбка, рыбёшка, рыбий, рыбный, рыбак, рыбачить, рыбина.
Теперь жители этого острова будут жить дружно. А мы держим курс на третий остров.
Игра: «Кокосы» (Определение наличия места звука «Р» в словах).
Логопед – На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы непростые, а с картинками. В красной корзине лежат кокосы, если звук «Р» произносится в начале слова, в жёлтой в середине, а в зелёной в конце слова. Помогите обезьянам разложить кокосы.
(Дети берут кокосы и раскладывают их по корзинам).
И на этом острове сокровищ нет. Впереди по курсу следующий остров
К какому острову мы отправляемся? (К четвёртому).
Логопед: И кто же встречает нас на берегу? (Пират).
Игра: «Наоборот».
Логопед даёт игрушку ребё нку и спрашивает:
Он не молодой, а (старый).
Не плохой, а (хороший).
Не злой, а (добрый).
Не сердитый, а (радостный).
Не растрёпанный, а (аккуратный).
Не ленивый, а (трудолюбивый).
Не глупый, а (мудрый).
Не больной, а (здоровый).
Пирату очень понравилось, как вы его называли. По секрету он сказал, что сокровища зарыты в песке на этом острове. Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем? (с сокровищами). Постройтесь в шеренгу, повернитесь направо, сделайте 5 шагов вправо и 3шага вперёд.
(Дети двигаются по острову – кабинету, следуя командам логопеда).
А вот и сундук! Что нужно с ним сделать? (открыть). На сундуке висит кодовый замок. Чтобы открыть его нужно подобрать слово, подходящее по смыслу и закончить предложение. Ответы подсказки, вы увидите на сундуке.
Игра: «Потерялось слово».
Рома кроет красную (крышу).
Рая поймала крупного (краба).
Артём везёт груз на красивом (грузовике).
Мама купила много спелого (винограда).
Логопед: Вот замок и открылся. Что же там за сокровище? В сундуке лежат груши. Наверное, это проделки старого, доброго пирата. Он решил, что груши – настоящее сокровище потому что, они вкусные, ароматные и очень полезные, в них много витаминов. Угощайтесь ребята!
6. Итог занятия:
Логопед: Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. А какой звук помогал вам сегодня в поисках сокровищ? (Звук «Р»).
Логопед: Значит, у вас есть ещё одно сокровище. Теперь вы умеете правильно и чётко произносить слоги и слова со звуком «Р». Берегите это сокровище и будьте здоровы. Занятие закончено, проходите в группу.