Оксана Грушина
Конспект НОД «Путешествие в Русь богатырскую»
▼ Скачать + Заказать документы
. Цель: приобщать детей к историческому прошлому русского народа на примере былинных героев.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Оживить представление о былине,
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Развивающие: Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширять и обогащать словарный запас детей.
Развивать мышление, воображение, наблюдательность, мелкую моторику, двигательную активность,
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Русь богатырскую“» размещена в разделах
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к ее защитникам, желание защищать Родину.
Воспитывать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент;
- Беседа;
- Ответы на вопросы;
- Педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные:
Демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Решение проблемной ситуации;
- Физминутка.
Словестные:
- Беседа; творческие задания, чтение стихотворения. вопросы
Формы
- проблемно - игровая ситуация.
Предварительная работа:
- Чтение сказок, былин о русских богатырях;
- Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря»;
- Знакомство с традициями и бытом русского народа,
- просмотр мультфильма «Илья Муромец».
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозапись
Материалы: сундучок, письмо, бумажный голубь, пазлы (шлем и кольчуга, картинки оружия для игры «Подбери оружие для богатыря», карта для дидакт. Игры и маркеры на каждого ребенка.
Активизация словаря: богатырь, СКАЗИТЕЛЬ, БЫЛИНА кольчуга, доспехи, меч, шлем, лук, стрелы, щит.
Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.
Содержание организованной деятельности:
Дети собираются в круг, выполняют приветствие.
Воспитатель: В круг скорее становитесь. Давайте поздороваемся с солнышком
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель. Дети, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в далекую русскую старину.
А для этого нам надо:
ножкой топнуть, в ладоши хлопнуть,
вокруг себя повернуться. Вот мы и оказались на месте.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Давайте сядем рядком да поговорим ладком.
СЛАЙД 1
В. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, болота. На этой земле жили славяне. Тысячу лет тому назад славяне основали своё государство.
?. Ребята, а вы знаете, как называлось наше государство раньше, в давние времена?
Дети. Давным –давно, в старину, наше государство называлось (Русь)
СЛАЙД 2
В. : Да, ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Но только защитить себя сама Земля не может. Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле
В. : и вот, когда на Русь нападали враги
на защиту своей Родины вставали русские люди.
Послушайте стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матушкой.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
? В -Ребята, кто же защищал нашу Родину, когда она называлась Русью?
Дети. Русь защищали Богатыри
?В. : Ребята, откуда вы узнали о русских богатырях,
Д. : Из былин, сказок,
?В. : Кто слагал былины о богатырях?
Д. : сказитель.
СЛАЙД 4
В. :, сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
В. : Вот так слагалась былина о могучих богатырях.
СЛАЙД5 богатыри
Игра с мячом «
Вь: дети, а Какими словами можно описать богатырей?
А поможет нам мяч.
Встанем в круг. я буду бросать вам мяч, а вы называйте – Богатырь он Какой?
( Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.)
Молодцы. всеми этими качествами должен обладать богатырь
Воспитатель: А кто знает стихотворение о богатырях? Лиза
Реб. : В старину на руси
Дозор несли богатыри
У каждого был верный конь
Он шел и в воду и в огонь.
Чтоб рубежи родной земли
Враги нарушить не смогли.
В руках у них был щит и меч,
Чтоб землю русскую сбереч
В. На картине изображены былинные богатыри.
Кто помнит имена богатырей? Назовите их.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и в пословицах говорится
. Давайте расскажем пословицы
- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. Диана
- Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. Алеся
- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят. Ангелина
- Храбрый побеждает, а трус погибает. Анфиса
- Не родом богатырь славен, а подвигом. Лиза
- Кто впереди идет – того страх не берет яна
Воспитатель: А сейчас представим, что мы богатыри
МУЗЫКА1
Потянулись. Раз! Два! Три! (встают)
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)
Мы ладонь к глазам приставим (далее по тексту)
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
Широко расставим ноги
И поставим руки в боги
Наклонились вправо, влево
Получается на славу!
Дети сели на места
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Дети к нам снежинка залетела. Давайте с ней поиграем.
Следите глазами за снежинкой.
Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
Снежинка вправо полетела,- глазки вправо поглядели,
Снежинка влево полетела,- глазки влево поглядели,
Полетела вверх и вниз, вверх, и вниз
Глазкам стало хорошо (закрыли)
Увидят мои глазки всё.(открыли)
В. Предлагаю отгадать загадки, а отгадки появятся на экране.
СЛАЙД 6 Железная шапка с острым концом,
а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
СЛАЙД 7
Рубашку такую не вяжут,
не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
СЛАЙД 8
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
СЛАЙД 9
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Молодцы.
3. Сюрпризный момент (Мотивационный момент)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА– А. Бородин «Богатырская симфония».
В: Ребята, сегодня утром к нам прилетел голубь и принес нам письмо, по-моему, что-то случилось?
Давайте узнаем, что же здесь написано?
Воспитатель читает текст : «Ой вы гой-еси, добры молодцы да красныдевицы! Напал враг на нашу Русь-матушку. Встали мы-богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая-пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А поможет вам волшебный сундучок. Помогите, нам пожалуйста! Богатыри!»
Воспитатель. дети А готовы ли вы помочь богатырям
Сундучок мы открываем, а здесь для вас задания
1 задание задает змей Горыныч.
Соберите богатырские доспехи
Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на две группы.
Перед вами конверт с разрезными картинками, вам надо собрать их.
Но сначала вам нужно размять пальчики
1 2 3 4 5 (пальчики здороваются)
Русь идём мы защищать (Указат и средн пальцы идут по столу)
Нам поможет щит и меч (ладонь скрещенные указательные пальцы)
Родину навек сберечь (сцепить пальцы в один кулак)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Проверяем
Какой воинский доспех вы собрали?
Шлем. (для чего он нужен богатырям- оберегал голову от ударов)
Кольчуга, это железная рубашка. (зачем она нужна богатырям- защищала богатырей от ударов)
ЗАД 2 а это задание от Соловья разбойника.
сидя за столом
В., надо Выбрать то оружие, которое необходимо богатырю.
В. Перед вами картинки – с оружием. Посмотрите внимательно, выберите только то оружие, которое необходимо богатырю. И определите какое лишнее.
ПРОВЕРЯЕМ,
Назови богатырское оружие, а какое лишнее.
Почему (оружие современное) (нашего времени, современного солдата).
3 ЗАДАНИЕ В: а это задание от кощея бессмертного.
На карте стрелками Соедините богатырей с героями былин с которыми они бились
Дети, давайте вспомним, с кем бились богатыри?
Дети: илья муромец- С Соловьем - разбойником, добрыня никитич - Змеем Горынычем,, алеша попович- сТугариным Змеем.
В Все вы молодцы, справились с заданиями,, помогли богатырю собраться на подвиг героический.
В. - Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Считалось, что дуб давал силу людям.
Я вам тоже хочу подарить талисманы -Листочки дуба, чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные богатыри.
Дети богатыри оставили нам грамоту. Давайте прочтем ее.
Завет потомкам.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными. Любить свою Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Воспитатель: Ну, что ж, будем помнить наказ богатырей.
В. Наше путешествие в прошлое подошло к концу и нам пора возвращаться
Давайте вместе. - ножкой топнем, в ладоши хлопнем,
вокруг себя повернемся. Вот мы и оказались в детском саду.
В. Как вы считаете, кто охраняет нашу Родину сейчас, в наше время
В. Кто они и где их можно встретить?
Дети. Это пожарные, пограничники, полицейские, солдаты, врачи, космонавты.
В. Правильно. Они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
Рефлексия: Понравилось вам наше путешествие?
Ответ детей
А что именно вам понравилось?
Ответы детей - собирать доспехи., выбирать лишнее оружие. отгадывать загадки. рассказывать пословицы. делать богатырскую зарядку. все.
Покажите мне свое настроение.
Если у вас плохое настроение – потопайте.
Если хорошее похлопайте.