Князькина Марина Павловна
Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с традиционными видами женского
рукоделия – прядение и ткачество.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и
народной культуре.
- Расширять знания детей о предметах старины, их
назначении.
- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха,
кудель и др.
- Развивать двигательную активность.
- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по старинным предметам“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение рассказа К. Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок», «Ткацкий станок» и др.)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие Цель: Закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком.
Речевое развитие Цель: Активизировать в речи слова: прялка,
прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т. д. ;Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками,потешками.
Социально-коммуникативное развитие Цель: Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям,русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
1. Аудиозаписи с русской народной музыкой;
2. «Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т. д. и деревенской утварью.
3. «Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.
Ход НОД (в «уголке русской избы»):
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Вовремя вы к нам пришли! Заходя в нашу избу, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.
- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года?
(Ответ детей)
- Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал?
(Ответы детей)
- Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали,
рукодельниц развлекали. Давайте мы с вами посмотрим как все это было происходило. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся)
- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ). Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь».
Ответ детей
- Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.)
Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми:
лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)
- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.
- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать?
(Ответ детей)
- Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.
Вспомните, ребята, как обращалась Крошечка-Хаврошечка к коровушке? (Ребята вспоминая сказку, отвечают)
- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.
- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст – грубую ткань - на специальном станке из дерева, который называется ткацкий станок. (Показ) Сначала в стан заправляли нити (показ), потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить (показ), и движением решетки ее уплотняли (показ). Нажимая на педаль, меняли уровни нитей (показ). Так постепенно рождалось полотно. (Показ)
(Вызов ребенка. Практическая работа)
- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг. (Ответы детей)
Физкультминутка
«Уж вы, девицы»
Уж вы, девицы,
Милые подруженьки!
Ты скажи-ка, девица,
Расскажи, красавица,
Как лен сеют,
Как лен сеют,
Вот так, вот сяк,
Вот и эдак, вот и так!
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки.
То же самое «дробным» шагом.
– сужают круг;
– расходятся.
Имитируют движение: «сеяние льна».
(в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут»,
«прядут», «ткут»)
- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать потрогать).
Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек. с
- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали
деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь.
- Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку.
- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки. (Ответ детей)
- В давние времена не было железных утюгов и, тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ). Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот
таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка. Практическая работа)
- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)
- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)
- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.
- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)
- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой
поверх холщовых наматывались суконные. (Вызов ребенка) Все это привязывалось крест-накрест к ноге (Показ).
Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с предметами старины, которые хранятся в нашей сказочной избе. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала?
(Ответы детей)
- Правильно из дерева.
-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)
- Каждый человек должен был многое уметь делать.
Рефлексия с показом предметов старины:
Чтобы прясть нити – человек придумал что? (ответ детей) Правильно,прялку и веретено, соткать полотно? - (ответ детей), постирать одежду? (ответ детей) Чтобы погладить одежду он придумал. (ответ детей)
И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево.
Каждый предмет имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя предметы старины, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.
- Спасибо вам, ребята, за внимание. До новых встреч!
Список используемой литературы:
Э. Емельянова. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши
предки шили одежду».- Москва. Мозаика-Синтез, 2012
О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам
русской народной культуры. - Санкт-Петербург. Издательство
«Детство Пресс».- 2010
И. Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском
саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Издательство
«Детство Пресс».- 2010