МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы

Князькина Марина Павловна
Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы

Цель: Знакомство детей с традиционными видами женского

рукоделия – прядение и ткачество.

Задачи:

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и

народной культуре.

- Расширять знания детей о предметах старины, их

назначении.

- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха,

кудель и др.

- Развивать двигательную активность.

- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи

- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по старинным предметам“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение рассказа К. Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок», «Ткацкий станок» и др.)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие Цель: Закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком.

Речевое развитие Цель: Активизировать в речи слова: прялка,

прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т. д. ;Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками,потешками.

Социально-коммуникативное развитие Цель: Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям,русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Материалы и оборудование:

1. Аудиозаписи с русской народной музыкой;

2. «Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т. д. и деревенской утварью.

3. «Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.

Ход НОД (в «уголке русской избы»):

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Вовремя вы к нам пришли! Заходя в нашу избу, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.

- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года?

(Ответ детей)

- Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал?

(Ответы детей)

- Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали,

рукодельниц развлекали. Давайте мы с вами посмотрим как все это было происходило. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся)

- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ). Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь».

Ответ детей

- Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.)

Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми:

лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)

- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.

- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать?

(Ответ детей)

- Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.

Вспомните, ребята, как обращалась Крошечка-Хаврошечка к коровушке? (Ребята вспоминая сказку, отвечают)

- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.

- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст – грубую ткань - на специальном станке из дерева, который называется ткацкий станок. (Показ) Сначала в стан заправляли нити (показ), потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить (показ), и движением решетки ее уплотняли (показ). Нажимая на педаль, меняли уровни нитей (показ). Так постепенно рождалось полотно. (Показ)

(Вызов ребенка. Практическая работа)

- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг. (Ответы детей)

Физкультминутка

«Уж вы, девицы»

Уж вы, девицы,

Милые подруженьки!

Ты скажи-ка, девица,

Расскажи, красавица,

Как лен сеют,

Как лен сеют,

Вот так, вот сяк,

Вот и эдак, вот и так!

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки.

То же самое «дробным» шагом.

– сужают круг;

– расходятся.

Имитируют движение: «сеяние льна».

(в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут»,

«прядут», «ткут»)

- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать потрогать).

Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек. с

- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали

деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь.

- Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку.

- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки. (Ответ детей)

- В давние времена не было железных утюгов и, тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ). Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот

таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка. Практическая работа)

- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)

- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)

- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.

- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)

- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой

поверх холщовых наматывались суконные. (Вызов ребенка) Все это привязывалось крест-накрест к ноге (Показ).

Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с предметами старины, которые хранятся в нашей сказочной избе. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала?

(Ответы детей)

- Правильно из дерева.

-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)

- Каждый человек должен был многое уметь делать.

Рефлексия с показом предметов старины:

Чтобы прясть нити – человек придумал что? (ответ детей) Правильно,прялку и веретено, соткать полотно? - (ответ детей), постирать одежду? (ответ детей) Чтобы погладить одежду он придумал. (ответ детей)

И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево.

Каждый предмет имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя предметы старины, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.

- Спасибо вам, ребята, за внимание. До новых встреч!

Список используемой литературы:

Э. Емельянова. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши

предки шили одежду».- Москва. Мозаика-Синтез, 2012

О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам

русской народной культуры. - Санкт-Петербург. Издательство

«Детство Пресс».- 2010

И. Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском

саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Издательство

«Детство Пресс».- 2010

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН для подготовительной группы «Путешествие по Москве» Занятие 22. Тема: «Прогулка по Москве» Цели: 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Расширение словарного запаса и его актуализация.

Конспект музыкального развлечения «Путешествие в музыкальный город» для детей подготовительной группы Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привить любовь к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное.

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие по сказке «Теремок». Путешествие по сказке «Теремок» для детей подготовительной группы Знакомство со знаками «+», «–», «=». Задачи: Познакомить детей со знаками.

Конспект НОД по ИЗО деятельности для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Рисовандию» Дети входят в зал В. Наверное, на свете нет таких детей, которые не любили бы рисовать. Где они только не умудрялись рисовать: на бумаге,.

Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Задачи: -Знакомить детей.

Конспект по математике для детей подготовительной группы «Путешествие в сказочный лес» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» для детей подготовительной группы Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» (для подготовительных групп) Автор: Коноплёва Наталия Витальевна,.

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Математики» Цель: систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений. Задачи 1. Закреплять умение составлять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» ВидеоКонспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» Видео Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» (коллективная лепка с.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие по родному селу» Тема: «Путешествие по родному селу». Цель: Уточнить знания детей о названиях улиц родного села. Задачи: Образовательная: Закреплять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 23:05
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД