Татьяна Янова
Конспект НОД «Путешествие по природным уголкам Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о многообразии природных уголков Южного Урала. Продолжать учить детей выделять связи и взаимозависимости в раз-личных экосистемах (луг, лес, водоем, горы). Продолжать формировать навыки экологического поведения в природе. Развивать творческое мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности. Воспитывать патриотические чувства.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по природным уголкам Южного Урала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Урала: животные и растения
- Уголки и центры в группах
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Урале; чтение художественной, краеведческой литературы; заучивание стихов; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы родного края; дидактические игры «Животный и растительный мир Южного Урала»; знакомство с коллекцией камней – самоцветов.
Материал: Презентация, картинки с изображением животных и растений, карточки с условны-ми обозначениями корней, стеблей, листьев, карточки – домики (желтый, синий, зеленый, канат, магнитофон, аудиозапись «Шум леса», доска.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным уголкам Южного Урала. (слайд 2) Скажите, какие правила должен соблюдать человек, находившись в лесу, на лугу, у водоемов.
Дети: не должен ломать ветки, рвать цветы с корнем, разорять муравейники, гнезда и т. д. (слайд 3)
Педагог: Мы пойдем осторожно и тихо, не тронем мухоморы, и муравейники, по-доброму отнесемся к животным и растениям. Посмотрите на экран, откуда мы начнем наше путешествие.
Дети: Мы начнем путешествие от вокзала. (слайд 4)
Педагог: Занимаем места в поезде и в путь! (звучит аудиозапись) Посмотрите в окно, полюбуйтесь красотой лугов и лесов, какие высокие горы, как звонко щебечут птицы (слайды 5). Вот и остановка. Как здесь красиво и много цветов, как пахнет разнотравьем. Как вы думаете, куда мы приехали? (слайд 6).
Дети: Мы находимся на лугу.
Педагог: Рассмотрите, какие цветы здесь растут? Расскажите про них.
Дети: Рассказывают стихи про гвоздику, ромашку, василек, и т. д. (слайд 7)
Педагог: Ребята, посмотрите на экран, что это за цветок?
Дети: На карте изображен колокольчик. (слайд 8)
Педагог: Бывает фиолетовый или голубой,
Часто на полянке встречает нас тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышим звон.
Какими нежными и красивыми словами описывают этот цветок. А вы хотели бы превратиться в колокольчики?
Физминутка: «Колокольчики»
Раннее утро колокольчики спят (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)
Но вот полянку осветили первые лучи солнца. Колокольчики просыпаются, расправляют листья, тянуться к солнышку. Тепло, хорошо, цветы радуются солнечному утру. (Дети встают, потягиваются)
На листьях роса, цветы стряхнули ее. Осмотрелись по сторонам. Поздоровались друг с другом. (Потрясти руками, повертели, покивали головой)
С озера подул легкий ветер. Закачались колокольчики, зазвенели: «Динь-динь». но их звон так тих, что никто его не слышит.
Захотелось колокольчикам пить. Стали они тянуть корешки к подземным водам. (Поочередно вытягивают ноги в сторону)
Попили. Расправили листья и раскрыли свои лепестки. (Поднимают руки над головой, плавно через стороны опускают).
Но вот солнышко стало садиться. Наступил вечер. Колокольчики засыпают. (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)
Педагог: Отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, куда мы пойдем дальше?
Дети: Мы пойдем к лесу. (слайд 9)
Педагог: Перед нами лес. А что такое лес?
Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.
Педагог: Давайте вспомним и составим схему строения дерева. (ребенок на доске составляет схему дерева) (слайд 10)
Педагог: А какие виды деревьев вы знаете?
Дети: Есть деревья лиственные и хвойные. (слайд 11)
Педагог: Как мы условно обозначаем лиственные деревья и хвойные?
Дети: (на доске выкладывают условные обозначения) Лиственные деревья – обычный лист
Хвойные деревья – лист-иголка (хвоя)
Педагог: А сейчас девочки назовут лиственные деревья, а мальчики – хвойные. Дети классифицируют деревья, объясняя свой выбор.
Педагог: Много деревьев вы знаете. Бывает, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?
Дети: Такой лес называется смешанный. (слайд 12)
Педагог: (на экране показывает разновидности леса). Если в лесу растет один вид лиственных деревьев, то он называется – роща, если хвойных – бор. (слайд 13)
Педагог: Ребята, а у народов Южного Урала есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы ее понимаете. А чем можно полакомиться в Уральских лесах?
Дети: В лесу можно собирать грибы, ягоды.
Педагог: А какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Лесные ягоды малина, земляника, смородина и т. д. (слайд14)
Педагог: Какие грибы растут в наших лесах?
Дети: Грибы - сыроежки, боровики, опята и т. д. (слайд15)
Педагог: Ребята, а без чего растения не могут существовать?
Дети: Растения не могут существовать без солнца, влаги, почвы, чистого воздуха и т. д.
Педагог: Продолжаем наше путешествие. Куда мы пойдем дальше? (слайд16)
Дети: Мы пойдем к ручью.
Педагог: Переправиться через него можно, если вы правильно назовете и распределите животных и растения по различным экосистемам (луг, лес, водоем). (слайды 17-19)
Дидактическая игра «Найди домик» Заполнение карточек – домиков (луг, лес, водоем) животными и растениями.
Педагог: Молодцы, справились с заданием. Продолжаем путешествие. Куда мы пойдем дальше? к горам. (слайд 20)
Педагог: Уральские горы называют каменным поясом. Словно в гигантской сказочной копилке, в недрах Урала собраны богатства : полезные ископаемые, камни – самоцветы, минералы и драгоценные камни. Назовите, чем богаты и славятся наши горы. (слайды 21-23)
Дети: Рассказывают о камнях (железной руде, яшме, известняке, малахите, граните, и т. д.)
Педагог: Для чего используют? Что из них делают?
Дети: Из железной руды делают металл, из малахита и яшмы – украшения и т. д.
Педагог: Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растительному и животному миру. Каждый находящийся в лесу, на лугу, у водоема должен знать и помнить правила, которые мы повторили в начале нашего путешествия
Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в детский сад. (слайд24)
(звучит аудиозапись) Вам понравилось путешествовать по природным уголкам Южного Урала? Где мы с вами побывали? Сейчас мы пойдем на прогулку, а вечером вы нарисуете, то, что больше всего вам понравилось в путешествии.