Таня Тютина
Конспект занятия «Путешествие по городам Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по городам Южного Урала»
Цель: Познакомить с особенностями и достопримечательностями городов – соседей Златоуста
Задачи: Образовательные:
Закрепить представления детей о родном крае;
Расширить представления детей о городах Южного Урала;
Развивающие:
Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки;
Развивать любознательность, познавательный интерес; мелкую моторику рук;
Воспитательные:
Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по городам Южного Урала“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми, чтение книг, рассматривание иллюстраций, открыток;
Работа с родителями: родителям было предложено помочь в создании музея «Мой Златоуст», в создании альбома «Профессии моих родителей», «Чем богат город», «Любимые места родного края». Так же родителям было предложено посетить с детьми музей нашего города.
Методические приё мы: словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение, проговаривание за воспитателем, указания; наглядные: презентация, изделия народных промыслов: каслинское литьё, гравюра на стали.
Материал: компьютер, проектор, экран, конверт с письмом, несколько гравюр, каслинское литьё, пазл, материал на каждого ребё нка: листы с заданием обведи по точкам (корабль, тарелочки для выполнения гравюры, простые карандаши, листы бумаги на каждого. Салфетки
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие выполняется в кругу:
Утром солнышко встаёт (руки поднять вверх).
Всех на улицу зовёт (согнуть руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я (показать на себя руками).
«Здравствуй, улица моя!» (руки развести в стороны).
Отвечаю солнцу я (поднять руки вверх над головой).
Отвечаю травам я (присесть и опустить руки на пол).
Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачать ими).
«Здравствуй, Родина моя!» (взять друг друга за руки)
(слайд № 2, имеется на диске)
Дорогие друзья, к нам в детский сад прислали письмо. Написан адрес. Для кого: для ребят подготовительной группы. Откуда: Из Москвы. Давайте, ребята, прочитаем и узнаем, что здесь написано. (Чтение письма)
«Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина. Город, в котором я живу, называется Москва. У нас скоро будет конкурс «Умники и Умницы». Будут очень сложные вопросы, а я многого не знаю. Прошу у вас помощи. Расскажите мне, чем славится ваш Край?»
Ребята, поможем Екатерине? Но чтобы помочь ей, нам нужно самим узнать больше о городах.
Для этого, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по городам Южного Урала.
Скажите, как называется наш край? Чтение стихотворения.
Урал – опорный край Державы,
На пьедестале вечной славы.
Урал – дороги среди гор,
Урал – лесов, полей простор,
Урал – дымящие мартены,
Как малахиты горы-стены,
Озёра – голубой глазок,
Кто побывал – забыть не смог.
Природа, реки, плёс на зависть,
Урал стихами буду славить.
В краю уральском гордо жить! (Скворцова Валентина)
Как точно автор описал красоту Урала.
(слайд № 3, имеется на диске)
Скажите на чем удобней путешествовать по городам?
Ответы детей. (машина, поезд, автобус)
Удобней для большого количества туристов путешествовать на автобусе. Представьте что вы туристы, а я экскурсовод. Кто такой экскурсовод?
Ответы детей. (Экскурсовод – это человек, который показывает туристам достопримечательности города)
Предлагаю вам пройти в автобус, путешествие начинается.
(слайд № 4, имеется на диске)
Скажите ребята, какой город находится ближе к городу Златоусту?
Ответы детей. (перечисляют города которые знают.)
Самый близкий город – сосед это город Миасс.
(слайд № 5, имеется на диске)
Кто изображён на гербе города Миасс?
Ответы детей. (лось)
(слайд № 6, имеется на диске)
Предлагаю вам собрать пазл с изображением герба Миаса
Какие вы молодцы ребята.
А я вам хочу рассказать, чем славится этот город.
Миасс – четвертый по величине город в Челябинской области. Входит в число исторических городов России
(слайды № 7, имеется на диске)
Город расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор. Знакомство с городом часто начинается с Ильменского заповедника.
(слайд № 8, имеется на диске)
Заповедник – это охраняемая государством природная территория. Ильменский заповедник был создан для охраны минеральных богатств Урала. Под охрану взяты почва, реки, озёра, растительный и животный мир. Именно здесь был найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом в 36 кг, который сегодня хранится в алмазном фонде России
(слайды № 9, 10, имеются на диске)
Славу городу принес эвакуированный в годы Великой Отечественной войны знаменитый АМО-ЗИС (*АМО-ЗИС – автомобильный московский завод имени Сталина)- нынешний автомобильный завод «Урал», выпускающий большегрузные автомобили повышенной проходимости
(слайд № 11, имеется на диске)
Миасс заслужил репутацию одного из крупных инженерно-технических центров, благодаря расположенным здесь машиностроительным заводам и государственному ракетному центру имени академика Виктора Петровича Макеева.
(Слайд № 12, имеется на диске)
Главным богатством Миасса являются уникальные озёра. Озеро Тургояк внесено в список ценнейших водоемов мира. Вода в озере по качеству не уступает байкальской, отличается большой прозрачностью, дно просматривается на глубину 15-20 метров.
(слайд № 13, имеется на диске)
Едем дальше.
(слайд № 14, имеется на диске)
Следующая наша остановка…
Вспомните, в каком уральском городе делают чугунное литьё?
Ответ детей. (город Касли).
(слайд №15, имеется на диске)
На гербе города Касли изображен благородный конь. Гордо вздыбился конь, нагнул голову, сейчас поскачет вперёд быстрее ветра. Удивительные мастера Каслей научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты. Всё могут выплавить каслинские мастера: и огромный памятник и красивую узорчатую шкатулку, и целый чугунный дворец. А особенной славы заслужили мастера из Касли за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет. Украшали их скульптуры самые роскошные дворцы и царские покои.
(слайды 16,17, имеются на диске)
Я предлагаю вам пройти за столы и помочь каслинским художникам создать рисунок для будущей скульптуры. Задание «Обведи по точкам»
Физминутка «Автобус»
Мы в автобус дружно сели садятся)
И в окошко посмотрели (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал («нажимают» на педаль,
И автобус побежал (убегают).
Ребята, а вы знаете такую поговорку: «В гостях хорошо, а дома лучше!». Я предлагаю вам отправиться домой в наш любимый город Златоуст.
(слайд№ 19, имеется на диске)
В честь какого святого назван город Златоуст?
Ответы детей. (В честь святого Иоанна Златоуста)
А какие достопримечательности есть в нашем городе?
Ответы детей. (горы, памятники, природа, парки отдыха и т. д)
Современный Златоуст – третий по величине город Челябинской области. Это самый высокогорный город Южного Урала.
(слайд № 20, имеется на слайде)
Златоуст имеет свой флаг и герб. Кто изображен на гербе и флаге города?
Летящий конь на ярко-красном фоне – образ мифологического Пегаса – символизирует искусство Златоустовской гравюры.
(слайд № 21, имеется на диске)
Здесь металлург Павел Аносов открыл тайну булата, а гравер Иван Бушуев открыл основы самобытного искусства – Златоустовской гравюры на стали.
(слайд№ 22, имеется на диске)
В Златоусте были отлиты первые русские стальные пушки.
(слайд№ 23, имеется на диске)
В нашем городе много современных парков отдыха.
(слайд № 24, имеется на диске)
Пользуется большим спросом и интересом у туристов наш Национальный парк «Таганай»
(Слайд 25, имеется на диске)
Скажите, дети, а чем славятся мастера Златоуста?
Ответы детей. (гравюрой на стали.)
(слайды № 26, 27, имеются на диске)
Знанием секрета изготовления стали и украшением холодного оружия – гравюрой.
А как вы думаете, кто создал такую красоту?
Ответы детей. (художник, мастер)
Художник, но не тот который рисует красками на бумаге, а рисует на стали.
Рисунок на стали называется – гравюрой, а художник – художник гравер.
Ребята, а вы хотите побыть немного художниками граверами?
Ответ детей. (да)
Тогда проходите за столы, мы будем украшать своим рисунком изделие - делать гравировку.
Самостоятельное творчество детей
Вот какая у нас получилась прекрасная гравюра. Я не перестаю удивляться: в большом красивом городе живут молодые талантливые художники граверы.
Дорогие ребята, в городах нашего края мы побывали? Много нового и интересного узнали?
Я думаю, теперь можно отправить ответное письмо в Москву. Каждый из вас нарисует то, что ему больше всего понравилось в нашем путешествии, то о чем он узнал или знает о нашем крае. А рисунки мы отправим в Москву Екатерине.
Итог образовательной деятельности (в кругу, взявшись за руки) :
Вам понравилось наше путешествие? Вам было трудно? Что вас удивило? Чему вы научились? А что нарисовали для Екатерины?
Мне очень приятно, что вам понравилось наше путешествие. До новых встреч друзья!
Список литературы:
• Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание: Учеб. -метод. пособие. М. : Элти-Кудиц, 2000
• Методическое пособие «Я – златоустовец. Дошкольное образование» авторы: Пономарева М. Н., Рыбкина Т. А., Ивакина Е. Ю., Раковская С. Б.
• Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2010.
• Гризик Т. И. Познаю мир. М. : Просвещение, 2004.
• Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М. : Академия, 2005
• Интернет – ресурсы.