Ирина Довгаль
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Минералы Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Минералы Южного Урала»
Цель:
-познакомить детей с разнообразием минералов родного края
Задачи:
• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с родным краем „Минералы Южного Урала“» размещена в разделах
- Камни и минералы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
• Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Оборудование:
минералы (малахит, змеевик, яшма, опал, муляж золота и серебра, изделия из минералов, украшения с камнями, иллюстрации «Минералы в природе», сундучок.
Воспитатель:
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Радостным лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длиться до вечера!
Доброе утро ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии!
(Стук в дверь)
Воспитатель: Интересно кто же к нам пришел в гости! Как вы думаете ребята?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим?
Почтальон нам принес сундучок и мешочек от мастеров Урала
Как вы думаете, что могли нам передать мастера Урала?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю открыть сундучок и посмотреть.
(в сундучке минералы)
Что же передали нам мастера?
Ответы детей
Воспитатель: Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: А вы знаете, как называются эти камни?
Ответы детей
Воспитатель: Первый камень малахит. Его добывают в нашем родном крае, на Южном Урале.
Малахитовый мир, бархатисто-зелёное чудо,
Фантастический камень, "мозаики русской" король,
Он способен помочь, чтобы ваши мечты и причуды
Воплотить наяву и сыграть в жизни важную роль.
К камню ты прикоснись, малахит отзовется виденьем,
Там Данила в гостях у Хозяйки той Медной горы,
Где смыкается круг бесподобных великих творений
И волшебных свершений в сказаниях древней поры.
Ребята, обратите внимание на первую картинку, на ней изображен малахит в природе.
Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos — мягкий. Другие названия минерала и его разновидностей: плисовый малахит, атласная руда, павлиний камень, медная зелень.
Воспитатель: ребята внимательно рассмотрите этот камень. Как вы думаете, в каких целях его могут использовать?
Ответы детей
Воспитатель: Малахит - ценный ювелирно-поделочный камень. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей полируемости широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц и других изделий.
Обратите внимание на следующий камень – это змеевик. Змеевик (серпентенит) – это горная порода, состоящая из минералов группы серпентина. Окраской – зеленой с пятнами различных оттенков - напоминает кожу змеи, с этим и связано название, слово «серпентенит» происходит от латинского слова serpens — «змея».
Посмотрите внимательно и найдите отличия.
Ответы детей
Воспитатель: На Урале существует такая легенда о происхождении этого камня. Золото, которое скрыто в горах, охраняет огромный огненный змей – Великий Полоз. Кому посчастливится увидеть его или хотя бы его следы, тому скоро откроется тайна, как найти залежи золота и драгоценных камней. Змеи, как известно, периодически сбрасывают кожу, но у Великого Полоза кожа не простая. Она оставалась в горах и постепенно, затвердевая, превращалась в красивый желтовато-зеленый камень, рисунок на котором точь-в-точь повторял узоры на теле сказочного змея. В честь Великого Полоза его и назвали змеевиком.
Как вы думаете, где используют этот камень?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы познакомимся с таким удивительным камнем как яшма. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы попытайтесь угадать, как он выглядит.
Известна яшма с давних пор
Неповторим ее узор.
Как фантастичны яшм окраски-
Рисунки фей из дивной сказки.
Ведь яшма самый пестрый камень,
То ярко красная, как пламень,
То словно небо голубая
С полоской солнечной по краю.
Какой из этих двух камней называется яшма?
Ответы детей
Подумайте, где могут использовать яшму?
Ответы детей
Воспитатель:
Кулоны, бусы и подвески,
Ей украшали в церкви фрески,
На поясе у танцовщицы
Горит, как отблески зарницы.
У ней таинственные свойства
Избавит вас от беспокойства
Беду задержит у порога
И защитит от злого рока.
Пейзажи яшмы потрясают,
Любители их собирают.
То красоте как будто вторят,
А то с самой природой спорят.
Яшмой называют очень загрязненный примесями кремнезем. Древнее название этого камня — яспис. Наиболее часто можно встретить красную и зеленую яшму, хотя иногда она бывает голубоватой, даже оранжевой и серо-фиолетовой.
Обратите внимание, как выглядит камень в природе. Его так же добывают у нас на Урале.
Последний камень, который лежит перед нами это гранит. Встречали ли вы этот камень, а если встречали то где?
Ответы детей
Я - камень, я - гранит, я - крепкая скала,
Со мною снова спорит, солёная волна.
Поднимется, ударит и взвоет надо мной,
Лишь разобьется, снова удар, уже другой.
Как вы думаете, что могут делать из этого камня?
Ответы детей
Воспитатель:
Это твёрдая порода
Из кварцитов горных рода,
И фундамент сохранит,
Если он одет в гранит
Огромное количество памятников и сооружений древности сохранилось до наших времен благодаря тому, что они были сделаны из гранита. Его уникальный состав, красивая зернистая структура и полезные свойства делают этот камень очень популярным строительным материалом. В Челябинске изделия из гранита найти не сложно. Из ганита изготовляют лестницы, фонтаны, выкладывают дорожки, делают арки. В отличие от предыдущих минералов, гранит не используется в изготовлении ювелирных украшений.
Вот мы и познакомились с подарками мастеров. Теперь пришло время посмотреть, что же в мешочке.
(ребята открывают мешочек с украшениями)
Что же почтальон нам принес?
Ответ детей
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать с камнями, чтобы они стали такими красивыми? И кто этим занимается?
Ответы детей
Воспитатель: Камни обрабатывают, поддают огранки, после огранки камни становятся такими, какими мы видим их в готовых изделиях. Человек, который обрабатывает камни, делает украшения называется ювелиром.
А теперь давайте превратимся в ювелиров и попробуем сделать свои украшения.
Перед вами пластилин под цвет камней, бисер, проволока разной длинны, образцы украшений (браслеты, серьги, кольца, бусы). Предлагаю сделать каждому то украшение, которое ему нравиться.
(дети делают украшения)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось знакомиться с камнями и делать украшения?
Ответ детей
Воспитатель: вы сегодня много чего узнали и сделали очень красивые украшения. Давайте их сложим в сундучок вместо камней. В любое время мы сможем подойти и полюбоваться ими.