Ирина Федоряка
Конспект: НОД «Путешествие к лесным друзьям».
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Путешествие к лесным друзьям»
В средней группе
Задачи: Расширять представление детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка) их образе жизни: подвести к представлению о зверях или в млекопитающих, диких животных, формировать интерес к жизни животных. Закрепить знания детей о вежливых словах в обращении к человеку с которым ты беседуешь. Закрепить представление об осенних явлениях в природе. Правильно называть овощи (капуста, помидор, огурец, морковь, лук). При рассматривании уметь описать их, отвечая на вопрос «какой?». Использовать в речи прилагательные. Закрепить представления о цвете (красный, желтый, синий, дать представление о семи цветах радуги.
Публикация «Конспект: НОД „Путешествие к лесным друзьям“,» размещена в разделах
Материал: игрушка «Капелька», поднос с овощами (капуста, огурец, морковь, лук, помидор). Картинки: зайцы, медведи, белка, лиса – с детёнышами, два фланелеграфа, карточки, дерево, листья осенние, гуашь разведенная в стакане (красная, синяя, желтая, четыре пустых стакана.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня я к вам пришла не одна, а с гостьей: - ее зовут «Капелька».
Капелька: Здравствуйте ребята! Я опять пришла к вам в гости. Вы рады меня видеть? Скажите, а какие вы волшебные слова знаете?
Дети: 1. «С добрым утром» :
- Вот проснулись утром зайки, чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят «С добрым утром» - говорят.
2. «Пожалуйста» :
Мишка тихо просит пчелку
«Убери свою иголку. Дай пожалуйста, мне меду,
Но чуть – чуть не всю колоду!».
3. «Простите» :
«Простите, пожалуйста, - просит котенок,
- Я сегодня измазался, как поросенок. Я чуть-чуть подрасту
И тогда буду знать, что в печную трубу нельзя залезать.
4. «Извините» :
«Извините, если я вам наступил на лапу.
Дело в том, что я медведь очень косолапый.»
5. «Здравствуйте» :
Мишка в гости к нам пришел,
Вытер лапы, в дом зашел;
Громко: «Здравствуйте», - сказал»
Всем здоровья пожелал.
6. «Спасибо» :
Ел я кашу, пил компот, стал огромным мой живот.
Говорю я поварам: «За обед спасибо вам!».
7. «Будь любезен» :
Серый зайка сел в трамвай: «Будь любезен передай
На билеты две монеты, для меня один и Светы».
8. «Будь здоров» :
«Пчхи», - сказал котенок – крошка.
«Будь здоров», - сказала кошка.
«На меня ты не чихай, нос свой лапкой прикрывай».
9. «Доброй ночи» :
Тихий вечер наступает, надо лечь в кровать и спать
Не забыл зайчишка умный «Доброй ночи» всем сказать.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как важны вежливые слова в обращении к человеку, с которым ты беседуешь.
- «Простите, пожалуйста, будьте любезны» - эти слова в разговоре полезны. С ними легко на прогулке и дома: будет приятно их слышать любому.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что Капелька принесла! Что это? (овощи).
- Назовите какие овощи принесла нам Капелька: (капуста, огурец, помидор,
лук, морковь).
Воспитатель: А теперь рассмотрим овощи. Опишите какого цвета огурец (зеленого). Какой он по форме? (продолговатый). Что еще можно сказать об огурец (свежий, сочный, хрустящий, шероховатый).
Капуста – белая, твердая, хрупкая, хрустящая.
Лук – круглый, горький, коричневый.
Морковь – свежая, оранжевая, сочная, сладкая, твердая, когда сварят – мягкая.
Помидор – красный, круглый, сочный, мягкий, свежий, соленый.
- Для чего нужны овощи? (чтобы кушать). Что можно приготовить (винегрет, борщ, суп, салат, рассольник – суп, окрошку).
- Где растут овощи? (на огороде). Скажите, а в какое время года поспевают овощи? (осенью).
Воспитатель: Назовите мне приметы осени: (солнце светит все меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Утром часто бывают туманы, дуют холодные ветры, идет дождь. На деревьях желтеют и опадают листья, желтеет трава, отцветают цветы. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: А, сейчас, ребята мы отпускаем нашу Капельку к своей маме-тучке. И приглашаю вас в гости к нашим лесным друзьям, но сначала нужно от- крыть «замок».
Пальчиковая гимнастика «Замок» :
На двери весит замок
Кто его открыть бы мог
Потянули, покрутили, постучали … И открыли.
Воспитатель: Вот попали мы в лес. Но здесь почему-то тихо, никого не видно. Давайте позовем может кто-нибудь и откликнется.
- Ау! Ау! Ау! Ой! Кто здесь спрятался. Посмотрите сколько здесь животных сидит. Каких животных вы здесь видите? (медведь, лиса, заяц, белка). Но они не одни, а с детенышами: у медведицы – медвежата, у лисы – лисята, у зайчихи – зайчата, у белки – бельчата.
Воспитатель: Ребята, а белку с лисой вы не спутаете? Они ведь обе рыжие, хвосты у них пушистые. (лиса крупнее белки. Она живет в норе, а белка на дереве в дупле; лиса ловит мышей, зайчиков, а белка грызет орешки, шишки, сушит грибы. У лисы на ушах нет кисточек, а у белки есть. Лисята играют на земле, а бельчата по веткам прыгают.
Воспитатель: Как вы думаете: белка и заяц ходят или прыгают? ( у них лапы по длине разные: задние длиннее, а передние короче. Поэтому белки и зайцы не могут ходить, они могут прыгать.
Воспитатель: А что можно сказать о хвосте зайца и медведя? (у зайца хвост почти не виден и у медведя хвост маленький. Им не досталось по большому хвосту).
- Мы с вами определили, чем отличаются лиса, заяц, белка, медведь друг от друга. А что же у них общего укажите с помощью карточек:
Воспитатель: Этих животных еще называют млекопитающими, они кормят своих малышей молоком.
- А теперь давайте посчитаем сколько животных в каждой семье: среди них сколько взрослых и сколько детенышей. (В семье всего четыре зайца, одна – зайчиха-мама – и три зайчонка-детеныша. Всего – 5. Семья медведей состоит из мамы-медведицы и одного медвежонка постарше и двух детенышей- медвежат. Семья белок состоит из мамы-белки и двух детенышей-бельчат. Животные говорят спасибо за то, что вы помогли пересчитать состав семьи.
Воспитатель: 1. А теперь подул сильный ветер (Энергичный выдох воздуха, руки высоко над головой, слегка развести в стороны, образуя полукруг).
2. Ветер ослаб (плавный длительный выдох, руки опустили).
3. Налетел сильный ветер, деревья гнуться, качаются, скрипят, ветви раскачиваются (дети поднимают руки высоко над головой и изображают качающиеся на сильном ветру деревья, произнося на глубоком выдохе У-У-У-У).
4. Ветер утих, в лесу тихо слышен только шелест листвы. ( Дети выполняют движения только кистями рук и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и стал играть с листьями. Он их поднимал, подбрасывал, кружил в прощальном осеннем танце, разбрасывал в разные стороны, а потом кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю. Но Ветерок второпях перепутал не только листья, но и краски, а некоторые даже забрал с собой. У меня остались только три краски: желтая, красная, синяя. Что я этими красками могу раскрасить? Подскажите мне скорей. Я возьму три краски основные. Эти краски не простые. Из них можно
составить другие. (На столе стоят три стакана с водой подкрашенной желтой, красной, синей красками). А теперь думайте!
1. Если красный с желтым рядом:
- Светит солнышко, жара. Апельсин, мандарины нарисует детвора. (оранжевый)
2. А если желтая с синей подружится. Какая краска получится? (зеленая).
3. Подружится красный с синим. Получится цвет иной – баклажана или сливы. Догадайся, цвет какой? (фиолетовый).
Воспитатель: Сколько разных красок только нет одной. Догадайтесь какой?
4. Чем мне небо рисовать? Чем мне море рисовать? И для дождика нам нужна краска…. (голубая).
Воспитатель: А сейчас из наших красок мы построим радугу. Повторяйте за мной: каждый – красный, охотник – оранжевый, желает – желтый, знать – зеленый, где – голубой, сидит – синий, фазан – фиолетовый. (На фланелеграфе выкладываем из цветных полосок радугу).
Воспитатель: Это была последняя радуга в этом году. Без нее нам будет грустно. Посмотрите, что натворил наш озорник Ветерок. Он сорвал все листья с деревьев. Какие они голые и сиротливые. Давайте их украсим. Дети вешают ленточки на дерево.
Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. И поможет нам в этом вот эта волшебная палочка. Она превратит нас в перелетных птиц.
В лесу жило много перелетных птиц:
1. Каждое утро они чистили свои крылья клювами,
2. Сушили их на ветру
3. Отряхивали их от росы,
4. А потом весело порхали между деревьями. К вечеру птицы забирались на свои ветки, складывали крылья, прятали головы под крыло и засыпали. А теперь птички проснулись и полетели в детский сад.