Татьяна Узенькова
Конспект НОД «Пришла зима» с детьми старшей группы с ЗПР (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы с ЗПР (5–6 лет)
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №11 г. о. Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Надежда»
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы с ЗПР (5-6 лет)
«Пришла зима»
Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории
Узенькова Т. М.
Декабрь 2016г.
Тема «Пришла зима»
Возрастная категория: старшая группа
Публикация «Конспект НОД „Пришла зима“ с детьми старшей группы с ЗПР (5–6 лет)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Обобщить знания и представления детей о зиме и зимних явлениях природы.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать логическое мышление, внимание, память, речевую активность детей с ЗПР.
Задачи:
Область «Речевое развитие»
• Формировать навык составления детьми рассказов о зиме из личного опыта, используя грамматически правильно составленные словосочетания и предложения.
• Развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта на тему: «За что я люблю зиму".
• Формировать способность детей строить сложноподчинённые предложения по теме.
• Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег.
• Обогатить словарный запас детей словами: «иней», «метель», «снегопад».
• Активизировать словарь детей словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньки», «лыжи», «санки».
Область «Социально – коммуникативное развитие»
• Познакомить детей со стихотворением И. Сурикова «Белый снег», способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову
• Уметь отвечать на вопросы не перебивая друг друга.
Область «Художественно - эстетическое развитие»
• Формировать желание отражать красоту природы в рисовании на тему «Зима».
• Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками на тонированной бумаге.
• Совершенствовать умения выполнять хореографические движения в сочетании со словами в «Новогоднем хороводе», сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве.
• Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой гимнастике «Лыжники»
Методы и приемы:
практические: рисование на тему «Зима»; творческое задание «Укрась дерево снежинками», динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве, пальчиковая гимнастика «Лыжники».
наглядные: рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем, украшенная ёлка к празднику.
словесные: беседа о зиме; чтение художественного произведения
И. Сурикова «Зима»; дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму»,
Материалы и оборудование:
демонстрационный: репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь. «Святки.» (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками.
раздаточный: тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки, счётные палочки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная 1. Динамическая пауза «Новогодний хоровод» ,
сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве.
Цель: развивать двигательную активность детей.
2. Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Игровая 1. Дидактическая игра «Зимние слова».
Цель: уметь находить и называть слова, связанные с понятием «зима» на слух, развивать внимание.
2. Игровое упражнение «Исправь ошибку».
Цель: уметь анализировать текст, отбирать предложения не связанные с понятием «зима».
Продуктивная 1. Творческое задание: рисование на тему «Зима».
Цель: совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками на тонированной бумаге.
2. Творческое задание «Украсить дерево снежинками».
Цель: закрепить умения располагать заранее вырезанные снежинки по всему дереву.
Познавательно-исследовательская Наблюдения за живой (птицами) и неживой природой (за снегом, ветром, метелью, за погодой.
Цель: уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопаде, метели, вьюге; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает.
Показать простейшие связи между явлениями в природе во время снегопада дует сильный ветер - метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью человека: на улице мороз – люди надевают тёплую одежду.
Коммуникативая 1. Беседа о зиме.
Цель: совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег;
Обогатить словарный запас детей словами: «иней», «метель», «снегопад».
Активизировать словарь словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньки», «лыжи», «санки».
2. Придумывание загадок.
Цель: вырабатывать умение выразительно и эмоционально придумывать загадку, уметь отгадывать её, аргументировать ответ.
3. Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму».
Цель: Развивать умение составлять творческие рассказы из личного опыта. Формировать способность детей строить сложноподчиненные предложения на заданную тему. Совершенствовать связную речь.
Музыкально-художественная 1. Слушание пьесы «Декабрь. "Святки» (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Цель: вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения.
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»
Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
11. Воспитатель показывает слайды о зиме и читает стихотворения И. Сурикова «Зима»
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело, точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозцы - и зима настала.
Задает вопросы:
- О каком времени года идет речь в стихотворении?
- Какие приметы зимы описывает автор?
Дети внимательно рассматривают слайды и слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы по содержанию
Дети чувственно воспринимают красоту зимней природы и художественное слово, понимают смысл произведения, проявляют интерес к художественному слову. Обогащён словарный запас детей словами: «морозцы», «пелена», «снегопад».
2. Воспитатель проводит дидактическую игру «Зимние слова» (воспитатель называет разные слова: листопад, снегопад, мороз, дождь, снег, радуга, подснежник, метель и др Дети внимательно слушают набор различных слов, услышав слово, связанное с понятием «зима» – хлопают в ладоши. У детей сформирован навык нахождения слов, связанных с понятием «зима» на слух.
3. Воспитатель предлагает детям придумать загадки о зимних явлениях: о снеге,морозе,снеговике – все что связано с зимой.
Дети упражняются в придумывании «зимних загадок»:
- «Белый, пушистый – в тепле тает»;
- «Он рисует на стекле красивые узоры»;
- «Его лепят из снега и украшают морковкой»
Дети упражняются в умении придумывать и рассказывать загадку, аргументировать ответ. Активизируется словарь словами: «зима», «узоры», «снежинка», «мороз», «сосульки», «снеговик».
4. Воспитатель предлагает детям выполнить творческое задание «Отгадай загадку и укрась дерево снежинкой». Дети, отгадавшие загадки украшают зимнее дерево снежинками. Закрепляется умение красиво располагать снежинки по всему дереву.
5. Динамическая пауза «Новогодний хоровод»».
Выполнение танцевальных движений в соответствии со словами новогоднего хоровода.
(«Новогодний хоровод» сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве) Создаются условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения.
Закрепляются хореографические движения в сочетании со словами хоровода.
6. Сюрпризный момент – «Письмо от Незнайки»,читает, предлагает детям поиграть. Дидактическая игра «Исправь ошибку»:- «Зимой с деревьев падают листья»;- «Из песка лепят снеговика»;- «Летом с крыш свисают сосульки»;
Дети внимательно слушают содержание письма.
Дети исправляют предложения не связанные с понятием «зима».
Дети упражняются в умении анализировать предложения, грамматически правильно строить свои высказывания.
7. Воспитатель предлагает составить творческий рассказ на тему: «За что я люблю зиму» (по цепочке).Дети поочередно составляют рассказ на тему «За что я люблю зиму» из личного опыта, используя грамматически правильно составленные словосочетания и предложения о зиме и зимних явлениях, о развлечениях и играх на свежем воздухе. Создаются условия для развития творческих способностей детей и связной речи.
Формируется способность детей строить сложноподчиненные предложения на заданную тему.
8. Пальчиковая гимнастика «Лыжники».Дети выполняют пальчиковую гимнастику с помощью счётных палочек за столами:
«Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли» (Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.
Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу)
Создаются условия для развития мелкой моторики, координации движений рук.
9. Воспитатель предлагает детям на тонированной бумаге с контурами деревьев выполнить рисование на тему: «Зима» (под музыку пьесы «Декабрь. «Святки» (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).Дети рисуют белой гуашью снежные сугробы,падающий снег на тонированном листе зимний лес под музыку П. И. Чайковского «Декабрь. Святки», используют умения и навыки в изображение зимнего леса.
Дети слушают музыкальное произведения во время рисования. Развиваются творческие изобразительные способности детей. Совершенствуются умения рисовать гуашевыми красками на тонированной бумаге.
Создаются условия для проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения, для развития образного восприятия, эстетических чувств.
10. Итог:
- «Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?»
Давайте организуем выставку рисунков, что бы все могли полюбоваться.
Дети делятся своими впечатлениями после деятельности, рассказывают, что понравилось больше всего. Воспитывается умение у детей внимательно слушать, не перебивая друг друга. Создаются условия для проявления положительных эмоций.
Итоговое мероприятие «Зимний вернисаж» (выставка детских работ,