Светлана Оруджова
Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представления детей о насекомых.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие».
Основные задачи.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Насекомые“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие задачи : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, зрительного восприятия ребенка любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру. Развивать кругозор и экологические представления.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы:
дидактические игры
«Помоги насекомому спрятаться от опасности»,
«Доскажи словечко»,
«Помоги насекомому спрятаться от опасности», игрушка - Степашка.
Оборудование:
стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены насекомые, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, кузнечик, бабочка, муравей.
Мультимедийна презентация «Насекомые», аудиозапись песни С. Насауленко «А весной»
Предварительная работа:
- просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга»;
- разукрашивание раскрасок по теме «Насекомые»;
- разучивание физкультминутки «Жуки»;
- рассматривание книг по теме «Насекомые»;
- рисование рисунков на тему «Насекомые»;
- чтение стихотворений про насекомых
-наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
-разучивание песни С. Насауленко «А весной»;
-сюжетно - ролевые игры («На лесной полянке», «Семья. Прогулка», «Детский сад», Бабочка»).
Предполагаемый результат:
углубить у детей знания о мире насекомых
ХОД:
(Под песню С. Насауленко «А весной…» дети заходят в группу).
- Ребята, вам знакома эта песня? (поют куплет песни).
- Про что эта песня?
-Дети, а какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
- А какие изменения происходят в природе весной? (тает снег, бегут ручьи, появляется трава, прилетели птицы, появляются насекомые)
- Правильно на земле великое множество насекомых.
Игровая ситуация «Поможем насекомым»
- Вы хотите отправиться на прогулку на весенний луг? (Да)
- Я знаю волшебные слова, которые нужно повторить, чтобы оказаться на весенней полянке. Повторяйте за мной.
Чтоб попасть нам в дивный лес, полный сказок и чудес, дружно мы в ладоши хлопнем и ногою все притопнем. Чудо, чудо совершись на полянке окажись!
(пока дети проговаривают слова помощник воспитателя открывает лесную полянку, предварительно накрытую материалом. Воспитатель обращает внимание детей на лесную полянку и предлагает подойти)
- Как здесь красиво, сколько разноцветных цветов!
- Но кого-то здесь не хватает? (насекомых).
- Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? (жуков, бабочек, стрекоз, кузнечика)
- Ребята, посмотрите, кто это сидит среди красивых цветов? (Степашка)
- Верно. Это же Степашка. Вы узнали его?
- Здравствуй Степашка. Дети, поздоровайтесь со Степашкой.
(Дети здороваются)
- Он что-то хочет вам сказать. Письмо? Для нас? Я его сейчас прочитаю: «Здравствуйте дети, на этой лесной полянке заколдованы насекомые. Вы хотите им помочь и расколдовать их. Тогда выполните мои задания. Ребята, Лесная Фея заколдовала насекомых и сделала их невидимыми».
- Что же делать? Как нам быть? Вы хотите помочь насекомым и расколдовать их. (ДА).
- Но для этого нужно очень постараться и выполнить все задания Феи.
Загадки о насекомых.
- Для того, чтобы узнать, кто жил на лесной полянке, нужно отгадать загадки.
(ответы загадок появляются на экране)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей
Кто строитель? (Муравей)
С травки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка, зеленая спинка (Кузнечик).
Кто в каждый встречный цветок
Свой опустит хоботок?
А после в улей мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела)
Красные крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет на моей ладошке? (Божья коровка)
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза. Это чудо (стрекоза)
- Молодцы, ребята, загадки вы отгадали. Теперь мы знаем, каких насекомых заколдовала Лесная Фея.
Беседа «Враги насекомых»
- Ребята, а как вы думаете у насекомых есть враги? (Есть). Кто? (птицы, люди, животные).
- Как они спасаются от них? (прячутся, быстро улетают).
- Насекомых в природе подстерегает множество опасностей, а что помогает им спрятаться от врагов? (окраска).
- Правильно, насекомым помогает их окраска. Кузнечик- зеленый спрячется в траве и его не видно. Бабочка яркая – она похожа на цветок. Расправит свои крылышки на цветочке и ее не видно.
- Для того чтобы помочь нашим насекомым подберите к картинкам листы разноцветной бумаги, с помощью которых они смогут спрятаться. А Степашка пусть посмотрит, как ребята выполняют задания.
Дидактическая игра «Помоги насекомому спрятаться от опасности»
(дети садятся за столы, у каждого ребенка картинка с изображением насекомого и несколько листов разноцветной бумаги)
- Вы хорошо спрятали своих насекомых? Артем, Полина? Почему вы выбрали лист такого цвета? (ответы детей)
- Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием. Можно и поиграть в лесных жителей.
- Раз, два, три, покружись- в насекомых превратись!
Физкультминутка «Жучки»
Раз, два, три - вот мы и жучки!
Мы веселые жучки, по дорожке все пошли, (идут по кругу)
Крылышками помахали и немножечко устали (имитация взмаха крыльев)
Мы присели, посидели и все дальше полетели (присели).
А теперь бегом, бегом полетели все кругом (бегут по кругу).
Тише-тише не спешите, крылышки все опустите (останавливаются)
Носиком мы подышали и тихонько зашагали (подходят к столу со следующими заданиями).
- Насекомые- удивительные существа. А как вы думаете где они были зимой (спали).
- Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают.
- Ребята, послушайте следующее задание: чтобы помочь насекомым с нашей полянке нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжайте.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
• майский жук большой, а божья коровка (маленькая)
• у жука короткие крылышки, а у стрекозы….(длинные)
• бабочка летает, а гусеница…. (ползает)
• муравьи живут в муравейнике, а пчелы ….(в улье)
• у бабочки усики тонкие, а у жука….(толстые)
• у птиц две лапки, а у насекомых…. (шесть)
- И с этим заданием справились. Молодцы!
- Следующее задание Феи: сложить картинку из частей и рассказать кто у кого получился.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
(дети небольшими подгруппам складывают картинки, рассказывая кто у них получился).
Воспитатель задает сопутствующие вопросы. Кто это? Где живет? Чем питается?
И дополняет ответы детей новой познавательной информацией о насекомых на картинке.
Божья коровка- ее красная или оранжевая окраска называется предостерегающей. При опасности на сгибах ножек выступают капельки оранжевой жидкости, которая отпугивает врагов божьей коровки. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные и не клюют их. Божьи коровки питаются тлями и другими вредными для растения насекомыми. Поэтому их нужно оберегать. Зимуют божьи коровки, спрятавшись в опавшие листья или в траву.
Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по одному. Они живут большими семьями. Вместе строят огромный дом-город из хвоинок, соринок, стебельков. Они сильные. Поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Живут в муравейнике. Питаются травинками. Поздней осенью затихает жизнь в муравейнике. Ходы и выходы закрыты, а сами муравьи заснули до весны.
Стрекоза – грозный хищник в миренасекомых. Это самое быстролетающеенасекомое. Обитает она у воды. А питается мелкиминасекомыми, например, мухами или комарами. Чтобы поймать насекомое, нужно его хорошо видеть, поэтому у стрекозы огромные глаза. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.
Пчелы живут роем-большой пчелиной семьей в улье, а по отдельности жить не могут. Они летают над лугами, собирают пыльцу и нектар и делают из них мед. Они трудолюбивые, умные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое не нужно.
Дидактическая игра «Зашумленные картинки»
- Молодцы, ребята! Осталось последнее задание. Чтобы насекомые появились на полянке, вам нужно угадать, какое насекомое спряталось на вашей картинке.
- Дима, кто спрятался на твоей картинке? И т. д
(Младший воспитатель незаметно приоткрывает, заранее спрятанных на столе игрушечных насекомых).
Беседа: «Насекомые - часть природы»
- Ребята, вы хорошо потрудились и Лесная Фея расколдовала насекомых. Вы их видите?
- Можно трогать и обижать насекомых? (нет, они живые).
- Да насекомые живые и их нельзя обижать. Что произойдет в природе, если исчезнут насекомые?
- Как вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений, погибнут птицы).
- Насекомые – это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать как они бегают, прыгают, жужжат.
- Ребята, чтобы наша полянка ожила, украсим ее насекомыми.
(дети берут насекомых и кладут их на полянку).
- Посмотрите, какая красивая полянка стала! Пусть ползают муравьи, прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы. Каждоенасекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающейсреде. Давайте будем внимательными и осторожными при встрече с обитателями природы. Вы - добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать. Оберегая их, мы оберегаем природу!
- Ну, а нам пора возвращаться в нашу группу. Вы хотите пригласить Степашку к нам в гости? (да).
- Тогда повторим волшебные слова и вместе со Степашкой пойдем на прогулку любоваться насекомыми и наблюдать за ними.
Волшебные слова:
Дружно мы в ладоши хлопнем и ногою мы притопнем.
Чудо, чудо совершись в детском саду ребята окажись.
Дети повторяют волшебные слова, а помощник воспитателя накрывает лесную полянку.
Дети идут на прогулку, берут с собой Степашку.