Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет «Путешествие по Югре»

Шолпан Зотеева
Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет «Путешествие по Югре»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, формирование патриотических чувств, закрепление знаний о растительном и животном мире.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания о животном и растительном мире, о природе родного края природе родного края, коренном населении Ханты – Мансийского Автономного округа – Югра;

- активизировать в речи детей прилагательные, обобщающие слова;

Темочки:

- дать представление о художественных промыслах народов ханты и манси, о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйский орнаментов разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;

- развивать самостоятельность.

Развивающие:

- Развивать исследовательскую деятельность; познавательные способности;

- творческие способности детей;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение

Воспитательные:

- Воспитывать уважение и любовь к родному краю, патриотические чувства, толерантность.

Здоровьесберегающие:

- Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Демонстрационный материал: предметы народов Севера, указка, музыка.

Раздаточный материал: разноцветные ленточки, образцы орнаментов, салфетки, подносы, ягоды брусники, клюквы.

Методы и приемы:

Наглядный: презентация «Моя Югра», картинки животных

Словесный: беседа, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи сказки, ответы на вопросы;

Практический: раскрасить орнамент

Игровой: физкультминутка, дидактическая игра.

Создание мотивации:

Беседа, художественное слово, сюрпризный момент.

Словарная работа: активизировать употребление слов – орнаменты, узоры. Коренное население.

Место проведения: группа «Капитошки»

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихотворений поэтов и писателей народов ханты, и манси, знакомство с фольклором (потешками, сказками, показ и рассматривание предметов обихода, одежды, украшенной орнаментами, народных игр и игрушек. Рисование, лепка и выполнение работ по аппликации и ручному труду детьми по декоративно – прикладному искусству коренных народов.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, я рада вас сегодня всех видеть! Давайте поделимся улыбкой друг с другом. Молодцы!

Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком городе мы живем?

Дети: В городе Советский

Воспитатель: А город Советский находится в каком округе?

Дети: в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

Воспитатель: Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

Югорский край – заветный край России,

земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Воспитатель: - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? Самыми древними людьми, или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята сегодня утром мне пришло письмо от коренной жительницы нашего поселка бабушки Эннэ. Давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эннэ, я пишу вам, что бы рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете, чем богат наш край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, но и вся Россия.

Наш край богат не только нефтью и газом, а также озерами, болотами и лесом - тайгой.

В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись.

Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством. Их называют коренными жителями нашего округа? (ханты и манси.) А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. В добрый путь! Воспитатель: Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком). Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Одевайте на ноги лыжи, и отправляйтесь в путь.

Звучит аудиозапись народов ханты.

Воспитатель: -Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси. Кажется, мы приехали, скорее, занимайте свои места.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: А вы знаете, что это за сооружение стоит? (показ презентации)

Дети: Чум- это жилище хантов.

Воспитатель: Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум?

Дети: Из оленьих шкур.

Воспитатель: чем занимаются народы Севера

Дети: охотой, рыболовством, оленеводством.

Воспитатель: на чем передвигаются народы Севера.

Дети: на нартах.

Воспитатель: Молодцы, правильно! А в каждом чуме, у ханты и манси есть очаг. Женщины ханты и манси варят кушать, разводят костёр, сидят возле очага и занимаются рукоделием. Как одеты женщины: они одеты в широкие платья. Платье сшито из ткани. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. А, может кто – то знает, как называется зимняя обувь?

Дети: Кисы.

Воспитатель: Вам нравится одежда ханты и манси?

Чем нравится? Ответы детей

Украшают свою одежду ханты и манси орнаментом. Хантыйские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. В орнаменте встречаются стилизованные изображения животных. Для себя они шьют одежду, которая называется – сах.

Вышивают различные туесеки, шьют сумочки

Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.

Воспитатель: Ребята, а что же встало на нашем пути? Он окружает нас со всех сторон. (Создание проблемной ситуации.)

Дети: лес.

(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).

Воспитатель: Представьте дети, что мы едем по лесу. А как по-другому можно назвать лес?

Дети: тайга.

Воспитатель: А какие деревья растут в тайге?

Дети: кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина. (показ картинок)

Воспитатель: Мы с вами в лесу. Когда ханту приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника (веток ели, сосны, или кедра, он объяснял дереву «Не могу же я спать на снегу». А еще народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево священно. Они повязывают на березку разноцветные красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Ребята, посмотрите у нас на пути тоже растет березка, давайте и мы повяжем ленточки! (Дети повязывают ленточки)

Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах. (показ картинок с изображением животных)

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

5. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

6. На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный!

(Кабан)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

(Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.)

Воспитатель: Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

(Вспомнить правила, показ карточек «Правила поведения в лесу» Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, теперь нам пора размяться, скорее вставайте. Физкультминутка: «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь.

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг - большую льдинку и берутся за руки

Звучит аудиозапись «Пение птиц».

Воспитатель: Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на экране появляются картинки птиц.

Воспитатель: А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (Слайды)

Дети: Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Загадочная природа нашего края привела нас на болото. А вы знаете, что растёт на болоте?

Дети: ягоды.

Воспитатель: Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.

(слайды)

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. (При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.)

Воспитатель: Северная ягода настоящее богатство нашего края, все ягоды нашего края богаты витамином С и полезны для нашего здоровья.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, какое интересно путешествие для нас приготовила бабушка Эннэ. Нам нужно будет написать ей письмо и отблагодарить её. А теперь вставайте на лыжи, нам пора возвращаться обратно в детский сад. На память о нашем крае, давайте бабушке Энне подарим хантыйскую девочку, шубку которой вы украсите хантыйским орнаментом

Дети раскрашивают платье с орнаментом

(звучит аудиозапись музыки народов ханты)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? (ответы детей)

Воспитатель: Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на ферму» во второй младшей группе Программное содержание. Закрепить: - понятия количества: один - много, - размера: большой - маленький, - длины: широкий - узкий, - геометрические.

Конспект ННОД по познавательному развитию «Путешествие с Почвиком»Конспект ННОД по познавательному развитию «Путешествие с Почвиком» Название образовательного мероприятия «Путешествие с Почвиком» Обоснование актуальности темы, ведущей идеи: Формирование у детей младшего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимнее путешествие» для детей раннего возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Зимнее путешествие» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений детей о зиме. Задачи: Познакомить детей со снегом, его качествами и свойствами. Развивать познавательный.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний». Программное содержание: Упражнять детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени»Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени» Конспект ОД по познавательному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВРЕМЕНИ» Цель: - закрепить и расширить знания детей о различных видах часов,.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет «Путешествие по Югре»
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 06:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет «Путешествие по Югре»» (включая файлы) размещена пользователем Шолпан Зотеева (УИ 3165162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД