Шолпан Зотеева
Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет «Путешествие по Югре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, формирование патриотических чувств, закрепление знаний о растительном и животном мире.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания о животном и растительном мире, о природе родного края природе родного края, коренном населении Ханты – Мансийского Автономного округа – Югра;
- активизировать в речи детей прилагательные, обобщающие слова;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию 6 лет „Путешествие по Югре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- дать представление о художественных промыслах народов ханты и манси, о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйский орнаментов разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
- развивать самостоятельность.
Развивающие:
- Развивать исследовательскую деятельность; познавательные способности;
- творческие способности детей;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к родному краю, патриотические чувства, толерантность.
Здоровьесберегающие:
- Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Демонстрационный материал: предметы народов Севера, указка, музыка.
Раздаточный материал: разноцветные ленточки, образцы орнаментов, салфетки, подносы, ягоды брусники, клюквы.
Методы и приемы:
Наглядный: презентация «Моя Югра», картинки животных
Словесный: беседа, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи сказки, ответы на вопросы;
Практический: раскрасить орнамент
Игровой: физкультминутка, дидактическая игра.
Создание мотивации:
Беседа, художественное слово, сюрпризный момент.
Словарная работа: активизировать употребление слов – орнаменты, узоры. Коренное население.
Место проведения: группа «Капитошки»
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихотворений поэтов и писателей народов ханты, и манси, знакомство с фольклором (потешками, сказками, показ и рассматривание предметов обихода, одежды, украшенной орнаментами, народных игр и игрушек. Рисование, лепка и выполнение работ по аппликации и ручному труду детьми по декоративно – прикладному искусству коренных народов.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, я рада вас сегодня всех видеть! Давайте поделимся улыбкой друг с другом. Молодцы!
Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком городе мы живем?
Дети: В городе Советский
Воспитатель: А город Советский находится в каком округе?
Дети: в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
Воспитатель: Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
Югорский край – заветный край России,
земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Воспитатель: - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? Самыми древними людьми, или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне пришло письмо от коренной жительницы нашего поселка бабушки Эннэ. Давайте его прочитаем.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эннэ, я пишу вам, что бы рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете, чем богат наш край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, но и вся Россия.
Наш край богат не только нефтью и газом, а также озерами, болотами и лесом - тайгой.
В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись.
Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством. Их называют коренными жителями нашего округа? (ханты и манси.) А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. В добрый путь! Воспитатель: Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком). Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Одевайте на ноги лыжи, и отправляйтесь в путь.
Звучит аудиозапись народов ханты.
Воспитатель: -Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси. Кажется, мы приехали, скорее, занимайте свои места.
Дети садятся на стулья
Воспитатель: А вы знаете, что это за сооружение стоит? (показ презентации)
Дети: Чум- это жилище хантов.
Воспитатель: Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум?
Дети: Из оленьих шкур.
Воспитатель: чем занимаются народы Севера
Дети: охотой, рыболовством, оленеводством.
Воспитатель: на чем передвигаются народы Севера.
Дети: на нартах.
Воспитатель: Молодцы, правильно! А в каждом чуме, у ханты и манси есть очаг. Женщины ханты и манси варят кушать, разводят костёр, сидят возле очага и занимаются рукоделием. Как одеты женщины: они одеты в широкие платья. Платье сшито из ткани. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. А, может кто – то знает, как называется зимняя обувь?
Дети: Кисы.
Воспитатель: Вам нравится одежда ханты и манси?
Чем нравится? Ответы детей
Украшают свою одежду ханты и манси орнаментом. Хантыйские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. В орнаменте встречаются стилизованные изображения животных. Для себя они шьют одежду, которая называется – сах.
Вышивают различные туесеки, шьют сумочки
Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.
Воспитатель: Ребята, а что же встало на нашем пути? Он окружает нас со всех сторон. (Создание проблемной ситуации.)
Дети: лес.
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).
Воспитатель: Представьте дети, что мы едем по лесу. А как по-другому можно назвать лес?
Дети: тайга.
Воспитатель: А какие деревья растут в тайге?
Дети: кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина. (показ картинок)
Воспитатель: Мы с вами в лесу. Когда ханту приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника (веток ели, сосны, или кедра, он объяснял дереву «Не могу же я спать на снегу». А еще народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево священно. Они повязывают на березку разноцветные красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Ребята, посмотрите у нас на пути тоже растет березка, давайте и мы повяжем ленточки! (Дети повязывают ленточки)
Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах. (показ картинок с изображением животных)
1. У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(Белка)
2. Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
3. Какой зверь опасный
Ходит в шубке рыжей,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
5. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
6. На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный!
(Кабан)
7. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу.
(Олень)
(Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.)
Воспитатель: Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.
(Вспомнить правила, показ карточек «Правила поведения в лесу» Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, теперь нам пора размяться, скорее вставайте. Физкультминутка: «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг - большую льдинку и берутся за руки
Звучит аудиозапись «Пение птиц».
Воспитатель: Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.
Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на экране появляются картинки птиц.
Воспитатель: А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (Слайды)
Дети: Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Загадочная природа нашего края привела нас на болото. А вы знаете, что растёт на болоте?
Дети: ягоды.
Воспитатель: Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.
(слайды)
Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. (При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.)
Воспитатель: Северная ягода настоящее богатство нашего края, все ягоды нашего края богаты витамином С и полезны для нашего здоровья.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, какое интересно путешествие для нас приготовила бабушка Эннэ. Нам нужно будет написать ей письмо и отблагодарить её. А теперь вставайте на лыжи, нам пора возвращаться обратно в детский сад. На память о нашем крае, давайте бабушке Энне подарим хантыйскую девочку, шубку которой вы украсите хантыйским орнаментом
Дети раскрашивают платье с орнаментом
(звучит аудиозапись музыки народов ханты)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? (ответы детей)
Воспитатель: Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!